Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта
В успешном проведении игр большая роль принадлежит учителю. Ему необходимо овладеть методикой проведения такого рода игр и найти им правильное место в учебном процессе.
При проведении игр необходимо соблюдать определённый темп, предоставить детям относительно большую самостоятельность, не загромождать игровые упражнения вопросами, следить, чтобы ученики были внимательны к ответам товарищей, так же как к их вопросам. Необходимо заранее подобрать вопросы, примеры, продумать выбор упражнений, подготовить все материалы, представить возможные ответы школьников.
Начиная подготовку к игре, следует в первую очередь решить для себя важнейшие вопросы: какова её цель; какие умения и навыки будут формироваться в процессе игры; как организовать деятельность детей (соревнование отдельных участников, команд, классов); как подводить итоги.
Важнейшими этапами игры служат её планирование и подготовка сценария, в котором детально проработано, как конкретно разыграть идею или ситуацию. Организатору игры необходимо:
1. Выбрать конкретную тему и подобрать материал, который будет использован во время игры.
2. Наметить роли учеников.
3. Предусмотреть необходимый «реквизит», справочные материалы и т.д.
4. Продумать, какими будут правила игры, как познакомить с ними детей в минимально короткий срок, можно ли будет их изменить в целях активизации класса.
5. Обдумать, как начать и когда закончить разыгрываемые ситуации.
6. Решить, как использовать результаты игры.
Немаловажным фактором является определение времени игры: когда, на каком уроке или во внеурочное время она может быть проведена. Игры могут иметь разную продолжительность и проходить на разных этапах урока.
Составляя программу игр, надо помнить о материальной базе. Можно предложить ребятам подготовить игровой материал заранее: разные фигуры, рисунки, карточки.
Для создания игровой атмосферы необходимо помнить о некоторых важных моментах:
Во-первых, исключить порицание и критику во время игры. Детям следует показать, что достичь цели можно различными, более или менее продуктивными путями, но не может быть «правильных» и «неправильных», «лучших» и «плохих» путей. Обстановка во время игры должна быть доброжелательной, спокойной.
Во-вторых, учитель должен играть как бы двойную роль, с одной стороны, достаточно часто непосредственно вступать в игру вместе с учениками, исполнять свою роль, а с другой стороны, оставаться объективным наблюдателем того, что происходит, и нести ответственность за развитие процесса взаимодействия.
Учитель должен определять выбор разыгрываемых ситуаций и их сложность, ориентируясь на возраст обучаемых, их организаторские способности и уровень познавательных возможностей.
Игры можно проводить в начале урока, чтобы привлечь внимание учащихся класса к новому материалу, или в качестве повторения в середине урока, чтобы сменить вид работы и поднять интерес к изучаемой теме. Но чаще всего игры проводятся в конце урока для закрепления пройденного материала.
Можно использовать для закрепления материала лото. С этой целью учитель раздаёт карточки группе учащихся и называет какой-нибудь объект, учащиеся закрывают его. Кто быстрее закроет все объекты и назовёт их правильно, тот выигрывает. Можно проводить эту игру у доски. Трое учащихся (из каждого звена по одному человеку) по команде учителя выбирают и вывешивают названия объектов, остальные внимательно наблюдают, исправляют и дополняют ответы товарищей.
Игра способствует общему развитию, помогает усвоить научные термины, различного рода названия и т.д. Однако игру нужно использовать умеренно и применять её так, чтобы один урок не был похож на другой. В противном случае интерес угаснет.
Другие статьи:
Организации помощи в преодолении духовного кризиса
Каждый случай духовного кризиса уникален и оказание помощи конкретному человеку требует индивидуального подхода. Основными направляющими факторами при её оказании являются форма духовного кризиса, его острота и условия социального окружен ...
Ощущение
Ощущение –
это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно действующих на наши органы чувств.
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений с помощью органов чу ...
Современный этап профориентации
Система профориентации складывается из подсистемы, каждая из которых имеет свои задачи. В целом она выходит за рамки задач и возможностей школы и требует включения других её участников – профессионально-технические училищ, ВУЗов, техникум ...