Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта

Материалы » Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта » Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта

Страница 3

Особого рассмотрения требует анализ путей формирования мотивации учебной деятельности. По сути дела, задача этой работы состоит в том, чтобы заложить в школьном возрасте и развивать во взаимосвязи: социальные мотивы (побуждающие школьника овладевать в учебной работе активной гражданской и общественной позицией) и познавательные мотивы (включающие ориентацию на способы самостоятельного приобретения знаний), обеспечить превращение особенностей этих мотивов в устойчивые черты личности молодого человека - выпускника школы.

Главный путь формирования познавательных мотивов лежит в правильной организации учебной деятельности школьников. Необходимо формировать внутри самой учебной деятельности ориентацию учащихся на способ добывания знаний, а не только на сами знания, и вместе с тем формировать эту ориентацию с учётом возрастных особенностей школьников. Так, в младшем школьном возрасте ориентация на способ учебных действий только закладывается. В среднем школьном возрасте она отрабатывается в совместной, коллективной деятельности школьников. В старшем школьном возрасте овладение способами деятельности надо связывать с задачами профориентации, с усвоением приёмов самообразования.

Поскольку главный путь формирования познавательных мотивов состоит в овладении ребёнком способами своей деятельности по добыванию новых знаний, важными показателями наличия таких мотивов у школьников являются:

а) умение активно работать с материалом, различным образом преобразовывать его, вычленять способ работы;

б) желание возвратиться к анализу способа работы даже в том случае, если этого не требует учитель и после получения правильного результата;

в) умение сопоставлять несколько возможных способов получения одного результата;

г) умение ориентироваться на способ даже в том случае, если желание более быстро получить результат отвлекает от анализа способа работы и т.д.

Проявлениями познавательных мотивов являются также самостоятельность выведения обобщений и закономерностей учащимися, количество и характер задаваемых учениками вопросов; число поднятых рук при ответе на вопросы учителя; стремление учеников обменяться с товарищами или учителем интересными фактами, почерпнутыми за пределами уроков; участие учащихся по собственному побуждению в анализе, исправлениях и дополнениях ответов товарищей; реакция на звонок как свидетельство последствия интересного или неинтересного урока.

До начала обучения у школьника может и не быть потребности в овладении способами получения знаний — этот новый тип отношения к учению надо специально формировать на основе присущей ребёнку широкой познавательной потребности и путём включения ученика в особым образом организованные виды учебной деятельности.

Путь воспитания мотивов через деятельность имеет разные педагогические формы. Так, существует два принципиальных подхода к этому процессу. Первый механизм формирования, образно называемый «снизу вверх», состоит в следующем: в определённых условиях деятельности (они организуются взрослым или складываются стихийно) происходит актуализация отдельных побуждений ребёнка. Если в реальных условиях деятельности это происходит систематически, то побуждения ребёнка упрочиваются и переходят в белее устойчивые мотивационные образования. Недостаточность этого пути состоит в том, что учитель не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы.

Поэтому важно использовать и второй механизм формирования — «сверху вниз»: ребёнку предлагаются побуждения, идеалы, цели которые у него по замыслу взрослого, должны сформироваться. В ходе деятельности ребёнка эти «нормы» превращаются из внешне понимаемых во внутренне принятые реально действующие (взрослый, конечно, активно участвует в этом процессе, поощряет успешные результаты действий по знаемым мотивам). Недостаточность этого пути состоит в опасности чисто формального усвоения требуемых побуждений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Понимающий гештальт — актуальная национальная задача
Гештальт представляет собой эгоцентризм, так, например, Ричард Бендлер для построения эффективных состояний использовал изменение субмодальностей. Перцепция просветляет стимул, здесь описывается централизующий процесс или создание нового ...

Периоды становления семьи. семейные кризисы
Кризисы семейной жизни являются одной из составляющих нормального развития семьи. Согласно научным взглядам, "кризис" означает момент разбалансировки системы, потери соответствия (равновесия) между проблемами личности и ресурсам ...

Влияние нервной системы на темперамент человека
Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru