Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта

Материалы » Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта » Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта

Страница 4

Полноценное воспитание мотивационной сферы школьника должно включать оба механизма, которые психологически могут быть соотнесены с формированием - в первом случае - реально действующих, во втором случае - знаемых мотивов.

Эти этапы формирования и путь - от «знаемых» к «реально действующим» и от «реально действующих» к «знаемым» - могут проходить в своём развитии и широкие социальные и собственно познавательные мотивы.

Для того чтобы воспитать положительное отношение к учению, развить познавательную активность, интерес к процессу учёбы и его результатам необходимо использовать всевозможные средства воздействия на школьника с нарушением интеллекта, способствующие возникновению познавательной активности и познавательного интереса. К числу таких средств относится:

а) подбор игрового и занимательного фактического материала к уроку;

б) индивидуализация заданий учащихся с учётом круга их интересов, уровня знаний, умений и навыков, а также особенностей психики;

в) раскрытие практической значимости выполняемого задания;

г) создание в классе атмосферы товарищества, взаимопомощи, коллективного труда.

На первоначальной стадии обучение должно сочетаться с занимательностью либо в своём содержании, либо в своей форме. Но надо помнить о том, что злоупотребление занимательностью развращает учеников. Поэтому всё должно быть использовано в меру.

Стремление учителя оживить урок, сделать его привлекательным и приятным для школьника, имея при этом в виду основные задачи обучения и развития, вот что оправдывает введение занимательности в обучении. Необходимы такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребёнка, создать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служит игровой и занимательный материал.

Игровой и занимательный материал прививает ученику постоянное стремление пополнять недостающие знания, заставляет вспоминать и лучше осознавать старый материал. Он помогает воспитывать такие качества, как пытливость и настойчивость, целенаправленность и изобретательность, любознательность и наблюдательность, стимулирует развитие познавательного интереса.

С помощью игрового и занимательного материала становится возможным создание чётких и конкретных образов изучаемых объектов, облегчается усвоение учебного материала, активизируется мыслительная деятельность учащихся.

Включение в урок игрового и занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Игровой и занимательный материал не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей. Этот материал развивает речь ребёнка, обогащает словарный запас, тренирует внимание и память, закладывает основы творчества.

Будучи введённой в систему традиционного обучения игра осуществляет несколько функций:

а) мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность учащихся);

б) обучающую (способствует приобретению знаний, а также формированию и развитию навыков);

в) воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя его кругозор и развивая его мышление, творческую активность и т.д.);

г) ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые средства для решения той или иной учебной задачи);

д) компенсаторную (компенсирует отсутствие и недостаток практики, приближает учебную деятельность к реальным ситуациям жизни);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Произносительная сторона речи
Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи или звуковая ее культура. Основными компонентами произносительной речи являются рит ...

Основы экстремальной подготовки специалиста БЖД
Экстремальная подготовленность основана на профессионально- психологической и профессионально-педагогической подготовке. Одной из задач их выступает экстремальная подготовка, подготовка к действиям в экстремальных ситуациях. Профессионал ...

Характеристика речевого и психофизического развития воспитанников экспериментальной группы
По результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы. Внимание детей экспериментальной группы характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru