Выготский Л.С. о кризисе трех лет

Материалы » Выготский Л.С. о кризисе трех лет

Страница 1

Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Реферат посвящен взглядам Выготского на этот период детской жизни.

Но сначала надо вспомнить его точку зрения на кризис вообще. В статье «Проблема возраста» Выготский пишет, что чисто внешне кризисы характеризуются чертами, противоположными стабильным возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени сосредоточены резкие, капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка.

Очень метко сравнивает Выготский развитие в период кризисов с революцией. Эти явления сравнимы как по количественной так и по качественной характеристикам происходящих событий.

Выготский выделяет три общих особенности таких периодов.

1. Границы, определяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени неотчетливы - трудно определить момент его наступления и окончания. Но в середине периода обычно наступает резкое обострение - своеобразная кульминация кризиса и состояние наиболее яркого отличия от устойчивых периодов жизни.

2. Значительная часть детей, переживающих критические периоды, обнаруживает трудновоспитуемость. Дети как бы выпадают из системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими и с болезненными внутренними конфликтами.

3. Развитие в эти периоды, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. Прогрессивное развитие личности как бы затухает, а на первый план выступают процессы отмирания и свертывания того, что образовалось на предшествующей ступени развития.

В этом месте Выготский обращается к вечным законам философии, а точнее, к диалектике. Он пишет, что как и всякая жизнь есть в то же время и умирание, так и детское развитие - это одна из сложнейших форм жизни - с необходимостью включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Процессы последнего как раз и сконцентрированы в коротких критических периодах. Но это не означает, что этим исчерпывается значение кризисов - развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, а процессы регресса только являются доказательством этой работы, составляя с ней диалектическое единство.

Содержание позитивного развития в критические периоды заключается в возникновении специфических, свойственных только кризисам, новообразований. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов в том, что они носят переходный характер и впоследствии не сохраняются в том виде, в каком возникают, а поглощаются, трансформируясь, новообразованиями нового латентного периода. Но они не отмирают совсем, а уходят как бы в андеграунд, чтобы продолжать свою вечную подземную работу.

Рассматривая кризис трех лет, Выготский задается тремя вопросами:

Что нового (какие новообразования переходного типа) возникает в указанное время и какова судьба новообразования, которое должно исчезнуть?

Какая смена центральных и побочных линий развития здесь происходит?

Как оценить критический возраст с точки зрения зоны его ближайшего развития, т.е. отношения к следующему возрасту?

Анализируя кризис, Выготский отмечает, что здесь нельзя исходить только из теоретической схемы. Необходим анализ фактических материалов, чтобы осознать основные теории, которые были предложены для объяснения этого материала.

Для осмысления того, что происходит в этот период, Выготский предлагает прежде всего рассмотреть социальную ситуацию развития и, в частности, симптомы возраста. Те симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план, называется первым поясом симптомов или семизвездием кризиса трех лет. Вторым поясом симптомов называют последствия основных симптомов и дальнейшее их развитие.

Итак, семь симптомов, включенных Выготским в первый пояс.

1. Негативизм. Его возникновением первым характеризуется наступление кризиса. Все поведение ребенка идет вразрез с тем, что говорят ему взрослые: он не хочет что-нибудь делать только потому, что это предложил кто-нибудь из взрослых., т.е. это реакция не на содержание действия, а на сам факт предложения взрослым этого действия. Ребенок может отказываться делать даже то, что ему особенно приятно, это будет значить, что при столкновении мотивов победил негативизм. Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, т.е. негативизм адресован человеку. Во-вторых, появляется способность действовать наперекор своему аффекту.(В раннем детстве наблюдается полная зависимость поведения от аффекта). Итак, негативизм - это такая тенденция, где мотив находится вне данной ситуации - это признак развития.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Речь как инструмент мышления
Мышление органично связано с речью и языком. Их возникновение и развитие знаменуют собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи. Язык – это система условных символов, с помощью ...

Культурологический анализ современного образования
Сфера педагогики, психологии и образования – это, с одной стороны, специализированная область культуры, обеспечивающая трансляцию накопленного в обществе социально значимого опыта, с другой – особая, относительно самостоятельная субкульту ...

Руководитель: понятие, типы, функции
Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функц ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru