Адаптация к школе: понятие, этапы, особенности
Flay, BR. подтверждается тот факт, что нарушения приспособления к школе связаны со спецификой социальной ситуации развития ребенка. Автор выделяет следующие особенности школьной дезадаптации у младших школьников:
школьная дезадаптация связана с невозможностью овладеть, в первую очередь, операциональной (а не социальной) стороной учебной деятельности;
трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя;
причины возникновения школьной дезадаптации часто связаны с отношением в семье к ребенку и его учебе [49].
Таким образом, первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.
Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе достигается в первом учебном полугодии. Однако нередки случаи, когда этот процесс не завершается на протяжении всего первого года. Сохраняется низкая работоспособность, отмечается плохая успеваемость. Такие дети быстро утомляются. К концу учебного года у них нередко выявляются ухудшения в состоянии здоровья, которые чаще всего проявляются нарушениями со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем.
Таким образом, адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Одним из основных факторов, препятствующих нормальной адаптации ребенка, как мы уже знаем, является недостаточный уровень школьной зрелости, а, в частности, мотивационной готовности к обучению в школе.
Другие статьи:
Концепция харизматического лидерства
Имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая - ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магическ ...
Противоречивый характер
профессионального самоопределения на
современном этапе
Несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждо ...
Маскулинность как проявление гендерных стереотипов
в профессиональном спорте
Как уже отмечалось выше, гендерные стереотипы в спорте практически не рассматривались в трудах отечественных социологов и психологов. Поэтому рассмотрим, как тема маскулинности в профессиональном спорте исследовалась в трудах зарубежных, ...