Адаптация к школе: понятие, этапы, особенности

Материалы » Мотивационная готовность и адаптация детей к школе » Адаптация к школе: понятие, этапы, особенности

Страница 3

Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий.

1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - т.е. умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - т.е. умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки - т.е. устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.

Эмоциональное состояние ребенка выступает важным показателем удовлетворенности пребывания его в школе, оно тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.

О степени адаптированности ребенка к школе судят по показателям или параметрам адаптации: отклоняющееся поведение, тревожная застенчивость, проблемы в учебе, измерение показателей учебной деятельности, как правило, осуществляют по трем параметрам: самооценка ребенка, оценка ребенка учителем, объективные показатели учебной успеваемости.

И.А. Коробейников анализирует аспекты успешной адаптации первоклассников, резюмируя главные критерии успешности:

удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов;

ребенок легко справляется с программой;

самостоятельность ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;

удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем [25].

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Теоретические модели темперамента
Интерес исследователей к проблеме темперамента, его физиологической основы способствовал развитию различных теоретических концепций. Первые концепции темперамента были гуморальными. Они связывали темперамент со свойствами тех или иных жи ...

Мероприятия по профилактике нежелательных психологических последствий у специалистов БЖД, связанных с профессиональной деятельностью
Еще один важный вопрос - предупреждение эмоционального напряжения (стресса). Эмоции крайне разнообразны по своим качествам: в одних случаях они мобилизуют духовные силы для преодоления трудностей, помогают справиться с непосильными задача ...

Личность заключенного и анализ понятия «лишение свободы»
В нашей работе мы сравниваем ценностно-смысловое понимание свободы у мужчин заключенных в колонии поселения и находящихся на свободе. Но прежде, чем они оказались в колонии, они совершили преступное деяние, несмотря на, то, что знали, что ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pclever.ru