Мотивационная готовность и адаптация детей к школе
Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, состоящий из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям.
Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.
В настоящее время активно обсуждаются проблемы детей школьной адаптации и дезадаптации и разрабатываются подходы к профилактике и коррекции проявлений дезадаптации детей на первоначальном этапе обучения в школе (Э.В. Галажинский, Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская, Г.Х. Борисова, Н.В. Белякова Н.В.).
Но проблема развития мотивационной готовности к школьному обучению и ее влияние на успешность адаптации к школе относится к числу малоразработанных и недостаточно определена в психологической литературе, хотя в работах многих психологов подчеркивается роль мотивационных факторов как слагаемых успешности школьного обучения (А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец, Д. Б Эльконин, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.А. Менчинская).
Само понятие мотивационной готовности недостаточно определено в психологической литературе, хотя в работах многих психологов подчеркивается роль личностных, и именно мотивационных, факторов как слагаемых успешности школьного обучения (А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец, Д. Б Эльконин, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.А. Менчинская).
Проблема мотивационной готовности к обучению в школе интересует психологов прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, побуждаемой ею, а, следовательно, между мотивацией ученика и успешностью его адаптации к школе.
Таким образом, существующее противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к обучению в начальной школе, и недостаточной нацеленностью педагогического процесса в ДОУ на формирование мотивационной готовности у дошкольников является прямым обоснованием актуальности проблематики нашего исследования и выбора темы.
- Понятие мотивационной готовности к школе
- Адаптация к школе: понятие, этапы, особенности
- Влияние мотивационной готовности к обучению в школе на успешность адаптации
- Заключение
Другие статьи:
Источники самооценки и механизмы ее формирования
Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
Новорожденные и младенцы не имеют четких ...
Концепция атрибутивного
лидерства
Атрибутивный подход к лидерству
исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлено реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как о ...
Понятие эмоционального выгорания и его характеристика
О синдроме эмоционального выгорания впервые заговорили за рубежом около 40 лет назад, в то время его обозначили словом «burnout», что переводится как сгорание, затухание горения, выгорание.
Термин «синдром эмоционального выгорания» ввёл ...