Адаптация к школе: понятие, этапы, особенности
Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
Г.М. Чуткиной в экспериментальных исследованиях были выявлены факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации (таблица 1). [47]
Таблица 1. Факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации (по Г.М. Чуткиной)
Благоприятные факторы социальной микросреды |
Процент выборки, классифицирующий по данному фактору группу детей высокого уровня адаптации |
Полная семья |
77,6 |
Высокий уровень образования отца |
87,9 |
Высокий уровень образования матери |
83,2 |
Правильные методы воспитания в семье |
95,3 |
Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье |
91,1 |
Отсутствие конфликтной ситуации в семье |
94,4 |
Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса |
59,8 |
Мотивационная готовность к обучению в школе |
86,9 |
Благоприятный статус ребёнка в группе до поступления в первый класс |
85,8 |
Удовлетворённость в общении с взрослым |
74,3 |
Адекватное осознание своего положения в группе сверстников |
97,8 |
Таким образом, в числе наиболее благоприятных факторов - адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников, мотивационная готовность к обучению в школе, уровень образования родителей.
Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе, по данным того же исследования, имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, мотивационная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении с взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования родителей, конфликтная ситуация из-за алкоголизма, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения к детям учителя, неполная семья.
Значимость семейных факторов на успешность школьной адаптации подтверждается исследованиями финских ученых (Taanila A., Ebeling H., Kotimaa A.). Так, в неполных семьях (при разводе родителей или в семье с одним родителем) чаще отмечаются нарушения поведения в период адаптации к школе, особенно среди мальчиков, у девочек более часты эмоциональных расстройств. Более высокая распространенность нарушений адаптации отмечается в семьях, имеющих одного ребенка, в то время как в многодетных семьях распространенность нарушений встречается реже [50].
Другие статьи:
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972)
Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы, он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организ ...
Компоненты волевой регуляции поведения
Деятельность осуществляется системой действий. Действие – структурная единица деятельности. Различаются психические (перцептивные, умственные, мнемические) и внешние, практические действия. В каждом действии можно выделить ориентировочную ...
Проблемное поле современной молодежи
Государственная политика сегодня большое внимание уделяет проблемам молодежи, сосредотачиваясь главным образом на ценностях успеха, социальной адаптации и самопрезентации. Социальные и психологические службы охватывают все новые группы на ...