Адаптация к школе: понятие, этапы, особенности

Материалы » Мотивационная готовность и адаптация детей к школе » Адаптация к школе: понятие, этапы, особенности

Страница 4

Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.

Г.М. Чуткиной в экспериментальных исследованиях были выявлены факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации (таблица 1). [47]

Таблица 1. Факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации (по Г.М. Чуткиной)

Благоприятные факторы социальной микросреды

Процент выборки, классифицирующий по данному фактору группу детей высокого уровня адаптации

Полная семья

77,6

Высокий уровень образования отца

87,9

Высокий уровень образования матери

83,2

Правильные методы воспитания в семье

95,3

Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье

91,1

Отсутствие конфликтной ситуации в семье

94,4

Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса

59,8

Мотивационная готовность к обучению в школе

86,9

Благоприятный статус ребёнка в группе до поступления в первый класс

85,8

Удовлетворённость в общении с взрослым

74,3

Адекватное осознание своего положения в группе сверстников

97,8

Таким образом, в числе наиболее благоприятных факторов - адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников, мотивационная готовность к обучению в школе, уровень образования родителей.

Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе, по данным того же исследования, имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, мотивационная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении с взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования родителей, конфликтная ситуация из-за алкоголизма, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения к детям учителя, неполная семья.

Значимость семейных факторов на успешность школьной адаптации подтверждается исследованиями финских ученых (Taanila A., Ebeling H., Kotimaa A.). Так, в неполных семьях (при разводе родителей или в семье с одним родителем) чаще отмечаются нарушения поведения в период адаптации к школе, особенно среди мальчиков, у девочек более часты эмоциональных расстройств. Более высокая распространенность нарушений адаптации отмечается в семьях, имеющих одного ребенка, в то время как в многодетных семьях распространенность нарушений встречается реже [50].

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Аутоагрессия как личностная проблема подростков
С точки зрения современных психологических теорий, аутоагрессивное поведение является проекцией агрессии на собственную личность. Аутоагрессия проявляется в различных формах, в частности — в форме самоуничтожающего поведения (пьянство и а ...

Теории эмоций
Теория Джемса – Ланге. Эта теория отождествляет эмоции с соматическими (телесными) изменениями, которые сопровождают восприятие стимулов. Другими словами, утверждается, что эмоция и есть восприятие этих соматических изменений. Мы чувству ...

Сущность субъективного восприятия мира природы
Субъективное отношение к природе - это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение. Под субъектным восприятием понимается восп ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru