Диагностика творческих способностей детей

Материалы » Влияние на человека общественной культуры » Диагностика творческих способностей детей

В современных условиях особое значение приобретает создание психодиагностических методик, позволяющих выявлять и оценивать различные стороны психики ребенка. В самых разных видах творческой деятельности среди важных качеств называют такие особенности психики, как избирательность восприятия, наблюдательность, оперативная память, гибкость мышления, быстрота обобщения и оценки ситуации, принятия решения.

Очевидно, что творческие способности ребенка должны проявляться и развиваться в игровой и учебной деятельности. Важная роль в творческом развитии ребенка принадлежит школе. В процессе усвоения знаний, умений, навыков и осуществляется развитие детей. В настоящее время школа выдвигает одну из основных задач: развитие таких качеств личности ребенка, которые обеспечивают ему возможность самостоятельно приобретать новые знания, гибко, оперативно их использовать в ситуациях, не заданных непосредственно обучением. Реализация этой задачи предполагает не только специальное построение и организацию процесса усвоения знаний, умений и навыков, но и целенаправленное формирование различных сторон личности ребенка. А это связано с необходимостью определить содержание и структуру творческого развития, разработать научно обоснованные методы выявления и оценки различных его сторон для более эффективного формирования в процессе обучения.

Сложность природы творческих образований, многообразие факторов, влияющих на их становление и развитие, определяют многие трудности в создании и использовании методик. Основное ядро творческого развития, как уже говорилось, - развитие интеллекта ребенка.

Подчеркивая особую роль интеллекта в целостной системе психического и творческого развития человека, некоторые исследователи относили его, наряду с социальной адаптацией и работоспособностью, к основным ресурсам личности. В общей совокупности творческого потенциала человека интеллектуальное развитие занимает ведущее место, поскольку непосредственно определяет степень готовности к усвоению и переработке знаний и умений, обеспечивает возможность приспосабливаться к новым условиям, активно их преобразовывать, планировать и оценивать свои действия, целеполагать и прогнозировать их промежуточные и конечные результаты, организовывать в системы прошлый опыт.

Существует множество разнообразных определений интеллекта, среди которых наиболее известны следующие три:

- способность к обучению;

- способность оперировать абстрактными отношениями;

- приспособление к новой ситуации.

В психологии весьма интенсивно разрабатываются проблемы творческого развития ребенка. В исследовании этой проблемы психологи исходят из общих теоретических положений, относящихся к развитию ребенка в целом. Разные исследовательские школы и направления пытаются определить содержание данного понятия, исследовать формирование творческих особенностей и интеллекта под влиянием культурного компонента, проявления его на различных этапах возрастного и индивидуального развития. Широкий размах приобрели исследования, показывающие огромную роль обучения в творческом и интеллектуальном развитии детей, выявлены различные системы воспитывающих воздействий; обнаружена тесная связь между уровнем развития интеллекта и содержанием обучения, обеспечивающим формирование теоретических обобщений подлинно научного характера.

Другие статьи:

Социально-психологический климат как объект изучения психологии
Важным показателем состояния психологии организации является социально-психологический климат. Именно он выступает внешним проявлением различных групповых феноменов в виде поведенческих и речевых актов. Другими словами, социально-психолог ...

Факторы, влияющие на изменение оценок
Изучение оценочной функции психики является одним из перспективных направлений общей психологии. Процесс оценивания сопровождает нас во всех видах деятельности, которую мы совершаем. При этом кроме оценок, участвующих в регуляции жизнедея ...

Мышление
Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в обществ ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru