Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Материалы » Содержание и технология развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста » Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Страница 1

В работах Л. С. Выготского , А. Н. Леонтьева , Д. Б. Эльконина и других мы находим общие указания на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения (17,18). В результате такого рода усвоения ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. (17,18)

В публикуемых в данной монографии исследованиях прослеживается возникновение у детей новых чувств, новых эмоциональных переживаний в процессе деятельности и усвоения простейших нравственных норм, социальных требований и правил поведения. Так, например, дошкольник, в отличие от ребенка раннего возраста, начинает радоваться не только тогда, когда удовлетворяются его непосредственные желания, но и тогда, когда ему удается хорошо выполнить свои маленькие трудовые или учебные обязанности, оказать посильную помощь взрослому или сверстнику, поступить по справедливости и поделиться с товарищем своими игрушками и т. д.(17,18)

Как показывают полученные данные, для того чтобы ребенок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний взрослых. Последние должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности. Решающую роль играет включение ребенка в содержательную совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволила бы ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения такого рода норм и правил для достижения успеха всеми участниками общего дела и каждого из них в отдельности, для более полного удовлетворения их собственных запросов.

Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.(18)

Такое понимание проблемы противостоит широко распространенному в идеалистической психологии представлению о том, что чувства, эмоции как внутренние душевные состояния предшествуют деятельности и лишь выражаются, проявляются во внешнем поведении.(18)

В свое время Ч.Дарвин обнаружил генетическую связь между процессами выражения чувств у человека и приспособительными формами поведения у его животных предков (18). Это открытие, имевшее важное значение для разработки проблем антропогенеза, было, однако, что якобы человеческие чувства являются лишившимися своего былого жизненного значения рудиментами некогда целесообразных животных инстинктов.

Подобной точки зрения придерживался У. Джемс, который рассматривал эмоциональные переживания как производные по отношению к инстинктивным соматическим и вегетативным выразительным реакциям (3). Таким образом, взамен метафизической концепции эмоций как изначальной душевной способности выдвигалось столь же неудовлетворительное, грубо механистическое объяснение, сводившее эти сложнейшие психические акты к внутриорганическим отправлениям.(3)

Анализ теории вопроса и опыт советских психологических исследований свидетельствует о том, что при изучении генезиса эмоций необходимо искать источники их происхождения в осмысленной деятельности субъекта, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и эмоционально реагировать на происходящие события и явления.(9)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Эмпатия и рефлексия
Существуют две формы познания — эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинако ...

Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте.
Дети с задержкой психического развития приходят к школе с теми же особенностями, которые характерны для старших дошкольников. В целом это выражается в отсутствии школьной готовности: знания и представления об окружающей действительности у ...

Периоды становления семьи. семейные кризисы
Кризисы семейной жизни являются одной из составляющих нормального развития семьи. Согласно научным взглядам, "кризис" означает момент разбалансировки системы, потери соответствия (равновесия) между проблемами личности и ресурсам ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru