Коммуникативная компетентность психолога, как основополагающая характеристика профессиональной деятельности

Материалы » Использование тренинга в обучении студентов-психологов коммуникативной компетентности » Коммуникативная компетентность психолога, как основополагающая характеристика профессиональной деятельности

Страница 1

В профессиях социономического типа профессиональная особенно важен высокий уровень коммуникативной компетентности, т. к. коммуникация выступает одним из главных средств профессиональной деятельности, без которого не могут быть решены ее задачи. В связи с этим Аврамцев В.В. выделяет признаки, отличающие профессиональную коммуникацию от бытовой, непрофессиональной:

- направленность коммуникации на достижение результата;

- нормативная регламентация;

- обязательность информационного обмена;

- ограниченность во времени; необходимость постоянно контролировать ход общения;

- детерминированность профессиональной ролью позиции коммуникатора и используемых средств общения;

- наличие требований к уровню коммуникативной компетентности коммуникатора;

- зависимость от всех участников коммуникации в достижении конечного результата;

- используется профессиональный язык;

- предполагается определенная внешняя обстановка;

- предмет коммуникации находится в рамках профессиональной компетентности коммуникатора [14].

На основе теоретического анализа литературы Юнда А.А. условно обозначает такие подструктуры профессиональной коммуникативной компетентности работников социономических профессий как:

- теоретико-методическая, включающая знания об особенностях ситуаций профессиональной коммуникации, целях, задачах, условиях, нормах, приемах, техниках, стилях эффективной в условиях деятельности коммуникации и др.;

- практическая, включающая владение необходимыми для осуществления коммуникации навыками и умениями;

- личностная, предполагающая определенный уровень развития качеств, а также психологическую готовность к коммуникации в конкретных условиях деятельности.

Коммуникативная компетентность в профессии психолога обеспечивает эффективное протекание коммуникативного процесса, построение эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия, успешное функционирование в профессиональной среде.

Особенность коммуникативной компетентности личности психолога составляют:

- теоретическая подготовка в области межличностного познания, межличностных отношений; законов логики и аргументации;

- профессионального, в том числе речевого этикета;

- коммуникативных технологий.

Коммуникативная компетентность психолога - есть совокупность достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю, эмпатии, культуры вербального и невербального взаимодействия. Коммуникативная компетентность психолога выражается также гуманистической направленностью, способностью чувствовать другого, адекватно воспринимать его, быть готовым сотрудничать, взаимодействовать, быть лично заинтересованным в благе других, т.е. в проявлении эмпатии.

Содержательное описание данных компонентов коммуникативной компетентности психолога требует выделения особенностей его профессиональной коммуникации, изучения типичных для деятельности факторов, влияющих на коммуникацию, а также описания знаний, умений, навыков, профессионально-важных качеств, способствующих эффективности коммуникации в конкретной профессионально деятельности [38]

В структуре коммуникативной компетентности психолога, в качестве важнейших можно выделить два взаимосвязанных компонента:

1. социально — перцептивный, отражающий внутреннюю сторону психологического общения и соответствующим компонентам общения - отражению в смысле познания психологом клиентов, и отношению, понимаемому как эмоциональный отклик, вызываемый психологом и клиентом.

2. коммуникативный, проявляющийся во внешней стороне психологического общения и соответствующий компоненту общения -обращению, который интегрирует все особенности внешнего поведения субъектов общения [1].

В общении психолога с клиентом необходимо выделить следующие факторы коммуникативной компетентности:

- знания в области психологии личности, группы общения;

- умение и навыки общения;

- коррекция и развитие установок, необходимых для успешного общения;

- способность адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, складывающиеся между людьми;

- коррекция и развития системы отношений к личности [22].

Расширяя список факторов коммуникативной компетентности в общении психолога с клиентами Бодалев А.А. выделяет десять составляющих:

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960)
Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 г. в Одессе, в семье адвоката. В 1908 г. он окончил Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Высшее образование он решил получать в Европе, куда и отправился сразу по окончании гимназии. ...

Подростковая агрессивность как психологическая закономерность и как социальный феномен
Пожалуй, нет ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Почти каждый день нас информируют о происходящих в мире войнах и убийствах. Акты насилия, с виду беспричинные, происходят почти п ...

Потребность в принадлежности и любви
Если и физиологические нужды, и потребность в безопасности удовлетворяются в достаточной мере, то, по Маслоу, возникает потребность в любви, привязанности и в ощущении собственной принадлежности к некоей общности людей, и весь цикл, описа ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru