Дифференциальная психофизиология профессионала: гендерный аспект

Материалы » Гендерные особенности профессионального отбора менеджеров » Дифференциальная психофизиология профессионала: гендерный аспект

Страница 1

Лица мужского и женского пола предъявляют к профессиональной деятельности в значительной степени разные требования, видят в ней источник удовлетворения разных потребностей. По данным Л.А.Головей, от 9-го к 11-му классу у юношей существенно возрастает число требований к своей будущей профессии, т. е. принимается во внимание все большее число факторов. У девушек же число требований к будущей профессии возрастает незначительно. Юноши на первое место ставят высокую заработную плату и возможность самостоятельного принятия решений в процессе труда. В числе важных факторов юноши называют процесс и условия труда, его творческий характер. Большое место у юношей занимает романтика их будущей профессии. Контакт с людьми для них менее важен. Для девушек главными факторами профессиональной деятельности являются возможность контактов с людьми и сам процесс труда, а также высокая материальная заинтересованность, хотя роль этого фактора от 9-х к 11-м классам снижается: его отметили только треть выпускниц школы [4, с.211].

В другом исследовании выявлено, что девушки чаще считают, что будущая профессия должна предоставлять возможность работать в крупных городах и научных центрах. Юноши же чаще отмечают, что выбираемая профессия должна отвечать интересам и склонностям.

Опрос взрослых женщин в нашей стране показал, что 40 % из них работают только ради денег. Второй по распространенности у них мотив — желание быть в коллективе и лишь третий — интерес к содержанию профессиональной деятельности. Д.Пфейфер и Г.Девис при исследовании работающих представителей среднего класса в возрасте от 46 до 71 года выявили, что 90 % мужчин и 82 % женщин предпочли бы работать и дальше, даже если бы могли этого и не делать. Таким образом, значимость труда определяется многими факторами: возрастом, социальным и материальным положением, жизненными целями, но

при этом выявляется все же тенденция, что для мужчин труд имеет большее значение, чем для женщин.

Н. Ф. Наумова и М. А. Слюсарянский отмечают, что для мужчин более важны содержание и общественная значимость работы, ее разнообразие, творческий характер, результаты труда; для женщин важнее взаимоотношения в коллективе, условия труда и размер заработной платы.

В работе Л. Г. Почебут и В. А. Чикер изучалась частота выборов различных карьерных ориентаций мужчин и женщин (называемых в американской социальной психологии «якорями», и отражающих осознаваемые приоритетные профессиональные потребности личности) [4, с.301].

Поясним условные название некоторых «якорей»:

1. Автономия отражает выбор независимости в работе или же предпочтение безопасности и стабильности за счет пожертвования независимостью (автономией).

2. Профессиональная компетентность отражает самоопределение личности при необходимости выбирать между двумя направлениями: движением в сторону углубления технической или функциональной компетентности либо в сторону административной деятельности.

3. Предпринимательская креативность отражает потребность создавать новый продукт, новые услуги или организации, на которые человек имеет право собственности.

4. Вызов — это потребность в соревновательности.

5. Интеграция стилей жизни — стремление совместить работу, семью и собственные интересы [7, с.56].

Полученные Л. Г. Почебут и В. А. Чикер данные (табл. 1) свидетельствуют о том, что у мужчин более выражена направленность на менеджмент, на предпринимательство и соревновательность, а у женщин — на профессиональную компетентность, автономию, стабильность, служение и интеграцию стилей жизни.

Таблица 1 – Частота выборов различных карьерных ориентаций, %

Ориентации

Мужчины

Женщины

Профессиональная компетентность

10,6

12,2

Менеджмент

11,7

9,9

Автономия

13,5

14,5

Стабильность

11,8

13,9

Служение

12,3

13,5

Вызов

11,2

9,9

Интеграция стилей жизни

13,5

14,4

Предпринимательская креативность

11,2

8,4

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельно ...

Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988)
Петр Яковлевич Гальперин родился 2 октября 1902 г. в Тамбове. Его отец, Яков Абрамович, был в то время уездным врачом, а впоследствии стал известным профессором, нейрохирургом и отоларингологом. Именно он привил сыну любовь к знаниям и и ...

Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благод ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru