Исследование готовности к школе у детей с ЗПР

Материалы » Задержка психического развития у детей » Исследование готовности к школе у детей с ЗПР

Задача подготовки к школе в дошкольных учреждениях является достаточно трудной для решения, однако ее значимость сложно переоценить. В особенности это относится к детям с задержкой и иными отклонениями в психическом развитии.

Принято выделять следующие аспекты психологической готовности к школе:

· интеллектуальный (сформированность восприятия, мышления, внимания);

· эмоциональный (возможность произвольности, уменьшение количества импульсивных реакций);

· социальный (принятие новой социальной роли ученика, сформированная потребность в общении со сверстниками).

Разработано множество методик, различных по трудоемкости и требованиям к условиям проведения, позволяющих оценить готовность к школе у ребенка от 6,5 лет и выявить детей группы риска. Однако при такой относительно поздней диагностике часто нет возможности коррекции обнаруженных трудностей. Соответственно, есть потребность более раннего выявления детей, принадлежащих к группе риска, и сфер, в которых наблюдаются наибольшие трудности. Это позволило бы составлять специфические коррекционно-развивающие программы для детей-дошкольников с целью профилактики учебных проблем.

Целью данного исследования являлось определение наиболее часто встречающихся проблем у дошкольников с перспективой разработки пакет методик ранней диагностики проблемных сфер. В фокусе внимания были сферы, связанные в основном с интеллектуальным аспектом готовности к школе и косвенно – с эмоциональным аспектом: мелкая моторика, речь (грамматический аспект), эмоциональная сфера (распознавание эмоций), внимание, мышление, пространственная сфера.

В ходе исследования было проведено обследование 84 детей с ЗПР, посещающих группы подготовки к школе детских садов САО. В качестве объекта исследования дети с ЗПР были выбраны как группа повышенного риска.

Для диагностики были отобраны простые для понимания и близкие опыту ребенка задания: копирование домика, рисунок человека, Цветные Прогрессивные Матрицы Равена, перешифровка (из теста Векслера), Азбука Настроений (автор – Белопольская Н.Л.), склонение существительных, а также ряд нейропсихологических проб: понимание логико-грамматических конструкций, праксис позы, динамический праксис. Часть методик проводилась в группе (рисунок, копирование, перешифровка), остальные методики предлагались ребенку в индивидуальном занятии. Выполнение всех тестов оценивалось в баллах.

В результате были получены частоты встречаемости проблем в вышеперечисленных шести сферах. Так, наиболее проблемными оказались эмоциональная сфера (66 детей – 79%) и зрительно-пространственная сфера (63 ребенка – 75%). Средние позиции занимают внимание (45 детей - 54%), моторика (45 детей - 54%) и речь (43 ребенка - 51%). Тогда как детей, имеющих трудности в сфере мышления, всего 12 (14%). Данный факт, по-видимому, обусловлен тем, что программа коррекционных детских садов направлена именно на формирование мышления, правильного построения речи и т.п. Зрительно-пространственная сфера, ослабленная за счет уменьшения двигательной активности детей, живущих в мегаполисе, напротив, не получает должного внимания в системе дошкольного образования. Состояние эмоциональной сферы зависит, в первую очередь, от психологического климата в семье, также важную роль играют отношения в группе – между детьми, с воспитателем. Т.е. эмоциональное благополучие воспитанников детского сада требует более глубокого изучения как семейных социально-психологических условий, так и психологического климата в детском саду.

По количеству проблемных сфер дети были разделены на 3 группы – группу условной нормы, группу риска и группу экстрариска, соответственно: 23 ребенка (27%), имеющих одну (или ни одной) проблемную сферу, 35 детей (42%), имеющих две-три проблемные сферы, и 26 детей (31%), имеющих четыре-шесть проблемные сферы. Очевидно, что детям, принадлежащим к группам риска и экстрариска необходима специальная коррекционно-развивающая программа. При составлении таких программ следует учитывать «индивидуальный профиль» ребенка – в каком сочетании находятся его проблемные сферы.

Другие статьи:

Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
В работах Л. С. Выготского , А. Н. Леонтьева , Д. Б. Эльконина и других мы находим общие указания на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм ...

Организации помощи в преодолении духовного кризиса
Каждый случай духовного кризиса уникален и оказание помощи конкретному человеку требует индивидуального подхода. Основными направляющими факторами при её оказании являются форма духовного кризиса, его острота и условия социального окружен ...

Основные процессы и механизмы памяти
Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовност ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru