Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Материалы » Содержание и технология развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста » Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Страница 5

Стрессовые состояния возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью. Такие ситуации могут встречаться в различных видах человеческой деятельности: трудовой, учебной, игровой, спортивной, в практике взаимоотношений между людьми, во всевозможных моральных конфликтах.(30) Виды чувств:

Низшие чувства связанны с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей в пище, воде, тепле, свежем воздухе и т. д.

Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей. К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные, эстетические чувства. Моральные чувства - чувство советского патриотизма, чувство долга, чувство ответственности перед коллективом, чувство коллективизма и т. п. В основе лежит осознание человеком общественных интересов своего народа и своих обязательств по отношению к нему .(30)

Оценка человеком своих поступков связана с переживанием такого чувства, как совесть. Если человек, исходя из чувства долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести - моральное удовлетворение и радость.(30)

Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, уверенности, удовлетворения. Удивление происходит, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Это очень важное качество, стимул познавательной деятельности. Сомнения возникает при несоответствии гипотез и предложений с некоторыми фактами и соображениями. Уверенность рождается от сомнения истинности и убедительности фактов, предложений и гипотез. Результативная работа вызывает чувство удовлетворенности: выполненное домашнее задание.(30)

Эстетические чувства - прежде всего чувство красоты, восхищение прекрасным. Источник эстетических чувств - музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэзия и т. д.(30) Зависимость эмоций и чувств от особенностей личности:

Прежде всего свойствами личности, ее мировоззрением, взглядами и убеждениями определяется направленность эмоций и чувств. Человек, не обладающий постоянством убеждений, внутренне противоречивый, характеризуется эмоциональной разбросанностью. У такого человека эмоции и чувства возникают по случайным мотивам, отражая неустойчивость его внутреннего мира, непостоянство его принципов и убеждений.

В зависимости от моральной стойкости и развития волевых качеств, трудности и неудачи вызывают у разных людей различные чувства. У одних это чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других - чувство беспомощности и досады, уныние, апатия.

Переживания человека могут быть глубокими и поверхностными. Глубокие чувства связаны со всем строем личности: мыслями, желаниями, стремлениями. Глубокое чувство устойчиво и прочно, оно не подвержено влиянию побочных и несущественных обстоятельств. Поверхностные - неустойчивы, сильные, временные и переходящие.(23)

Динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста:

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. В этом возрасте наиболее близкая форма взаимоотношений для ребенка с окружающими - тактильные, телесные контакты. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и т. д.) он переходит более к сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.(23)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Отношения людей при общении
Отношения между людьми в процессе общения, взаимодействия могут быть различны: Я и Другой _ - ».Мы, если многое связывает "—"•» Я, ОН — если связей мало Я и Другой-------- ■» СВОИ — если улучшаем друг МЫ СВОИ, ОН СВОЙ, ...

Методические рекомендации по оптимизации песочной игротерапии как средства коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта
Продуманность и целенаправленность воспитательного применения песочной игротерапии - необходимое условие работы с любой из категорий детей с ограниченными возможностями. В более зрелом возрасте многим удается так или иначе компенсировать ...

Влияние мотивационной готовности к обучению в школе на успешность адаптации
Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего с ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru