Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Материалы » Содержание и технология развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста » Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Страница 5

Стрессовые состояния возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью. Такие ситуации могут встречаться в различных видах человеческой деятельности: трудовой, учебной, игровой, спортивной, в практике взаимоотношений между людьми, во всевозможных моральных конфликтах.(30) Виды чувств:

Низшие чувства связанны с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей в пище, воде, тепле, свежем воздухе и т. д.

Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей. К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные, эстетические чувства. Моральные чувства - чувство советского патриотизма, чувство долга, чувство ответственности перед коллективом, чувство коллективизма и т. п. В основе лежит осознание человеком общественных интересов своего народа и своих обязательств по отношению к нему .(30)

Оценка человеком своих поступков связана с переживанием такого чувства, как совесть. Если человек, исходя из чувства долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести - моральное удовлетворение и радость.(30)

Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, уверенности, удовлетворения. Удивление происходит, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Это очень важное качество, стимул познавательной деятельности. Сомнения возникает при несоответствии гипотез и предложений с некоторыми фактами и соображениями. Уверенность рождается от сомнения истинности и убедительности фактов, предложений и гипотез. Результативная работа вызывает чувство удовлетворенности: выполненное домашнее задание.(30)

Эстетические чувства - прежде всего чувство красоты, восхищение прекрасным. Источник эстетических чувств - музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэзия и т. д.(30) Зависимость эмоций и чувств от особенностей личности:

Прежде всего свойствами личности, ее мировоззрением, взглядами и убеждениями определяется направленность эмоций и чувств. Человек, не обладающий постоянством убеждений, внутренне противоречивый, характеризуется эмоциональной разбросанностью. У такого человека эмоции и чувства возникают по случайным мотивам, отражая неустойчивость его внутреннего мира, непостоянство его принципов и убеждений.

В зависимости от моральной стойкости и развития волевых качеств, трудности и неудачи вызывают у разных людей различные чувства. У одних это чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других - чувство беспомощности и досады, уныние, апатия.

Переживания человека могут быть глубокими и поверхностными. Глубокие чувства связаны со всем строем личности: мыслями, желаниями, стремлениями. Глубокое чувство устойчиво и прочно, оно не подвержено влиянию побочных и несущественных обстоятельств. Поверхностные - неустойчивы, сильные, временные и переходящие.(23)

Динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста:

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. В этом возрасте наиболее близкая форма взаимоотношений для ребенка с окружающими - тактильные, телесные контакты. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и т. д.) он переходит более к сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.(23)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Методы диагностики экологического сознания
В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания выделяются три группы методов. В основе каждой группы методов лежит тот или иной методологический принцип, который регулирует конструирование и использование этих методов. Прин ...

Особенности проявления «синдрома эмоционального сгорания» у специалистов, занятых в социальной сфере
Эмоциональное сгорание - это большая неоднородная группа особых психологических состояний, которые развиваются у здоровых людей в условиях эмоционального перенапряжения при оказании психотерапевтической и психологической помощи. В литерат ...

Поощрение и наказание как методы педагогического воздействия на личность
Понятия поощрения и наказания воспринимаются обычно как антиподы. Между тем смысловая, семантическая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Если, например, сравнивать коренные значения слов "поощрение" "наказание" лишь ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru