Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Материалы » Содержание и технология развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста » Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Страница 4

Возникновение чувств обусловлено общественным бытием человека. Чувства носят социальный характер. В основе чувств лежат прежде всего потребности, возникшие в процессе общественного развития человека и связанные с отношениями между людьми: потребность во взаимном общении, потребность в трудовой деятельности и т. д.(15) Внешнее выражение эмоций:

Изменяя жизнедеятельность человека, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связанны с изменением кровообращения – в состоянии гнева, страха человек бледнеет, так как кровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда или смущения человек краснеет, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделение, сердце начинает усиленно биться, или наоборот. При гневе и радости учащается дыхание.

Эмоции проявляются и в: мимике (движение лица) и пантомимике ( движения всего тела), в голосе.(15)

Для наиболее глубоких и сложных эмоций и чувств человечество создало искусство: музыку, живопись, скульптуру, поэзию.

Положительные и отрицательные эмоции:

Положительное отношение человека к чему – либо выражается в удовольствии, радости, счастье, веселье, ликовании, любви. Отрицательное отношение выражается в эмоциях неудовольствия, страдания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева.

В некоторых условиях возможно даже одновременное переживание противоположных эмоций. «Мне грустно и легко, печаль моя светла».

Сценические и астенические эмоции:

Эмоции делятся на сценические и астенические. Сценические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывает подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность. Такие эмоции как страх и горе могут проявляться в обеих формах эмоций, в зависимости от индивидуальных особенностей человека.(15)

Интенсивность и устойчивость:

В зависимости от силы и длительности, устойчивости эмоций различают их отдельные виды, в частности выделяются настроения и аффекты.

Настроение – относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающее на деятельности, поведении человека. Настроение часто бывает длительным, устойчивым, может продолжаться днями, неделями, месяцами, а иногда захватывает целый период жизни человека. Оно может быть радостным и печальным, жизнерадостным и вялым, сердитым и добродушным.

Бодрое настроение стимулирует деятельность человека, положительно влияет на окружающих, на деятельность.(15)

В плохом настроении человек смотрит на мир мрачно. Его все возмущает и сердит. Настроением можно и должно управлять. Настроение можно преодолеть волевыми усилиями. Иногда нужно переключиться на ту деятельность, которая приятна, интересна, вызывает подъем.(26)

Аффект – кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва. Аффекты сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие. Вызываются сильными раздражителями(словами, поведением других людей). Чаще всего аффективные реакции есть следствие недостаточной воспитанности человека, его слабой воли, неумения владеть собой, контролировать свое поведение.

Страсти скорее чувства, чем эмоции. Страсть – длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.(26)

Страсть связана с каким - либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия на человека. Страсть может быть положительной и отрицательной. Положительная - это страсть к театру, музыке, спорту. Отрицательная - направленная на мелкие или вообще недостойные цели, которые ослабляют волю и подавляют психику человека: страсть к обогащению, к азартным играм и т. д.(26) Стрессовые состояния:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Проблемы и особенности подростков, играющих в азартные игры
Употребление подростком или молодым человеком табака, алко­голя или наркотиков и связанные с этим изменения психики можно отнести к девиантным (отклоняющимся) формам поведения. Однако следует по­нять и признать тот факт, что определенные ...

Социально-психологическая адаптация к учебной деятельности
Адаптация (от лат. «приспособлять») – приспособление организма личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось вначале, главным образо ...

Структура и стадии формирования психологической зависимости от компьютерных игр
В этой главе изложена структура психологической зависимости от компьютерных игр, т.е. некоторые устойчивые тенденции подъема и спада величины зависимости во времени. По субъективному мнению 80% исследуемых, они прошли "пик" увл ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru