Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в отечественной и зарубежной науке

Материалы » Развитие самооценки на разных этапах дошкольного возраста » Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в отечественной и зарубежной науке

Страница 6

Зарубежные исследователи обычно определяют оценку себя как одну из трех составляющих Я- концепции. Самооценка рассматривается в качестве аффективной оценки представлений индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» вызывают более или менее сильные эмоции и потенциальные поведенческие реакции.

Наиболее разработанной можно считать схему «Я- концепция» Р. Бернса. Самооценка – одна из составляющих Я – концепции человека, она связана с отношением к себе или отдельным своим качеством, это аффективная оценка представления человека о самом себе. Она может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа – Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Предметом самооценки и определенного самовоспитания может, в частности, стать тело человека, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений (Р. Бернс, 1986).

Автор указывает на тесное слияние в структуре личности когнитивного и аффективного компонентов, знаний о себе и отношений к этому знанию. «Я- концепция», по Бернсу, - это «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». В связи с этим выделяются три составляющие «Я - концепции»:

1. «Образ Я» - когнитивный аспект, знания о собственной личности во всех областях и сферах жизни;

2. »Самооценка, принятие себя» - аффективно- ценностный аспект, совокупность оценочных характеристик, отношений к имеющейся о себе информации на основе соотнесения с общей структурой собственных ценностей.

3. Поведенческие установки – действия, вызываемые образом Я и самооценкой и реализующиеся в продуктивной деятельности и общении с окружающими.

Р. Бернс отводит самооценке роль эмоционально – ценностной структуры, уравнивая ее с самоотношением. Автор считает самооценку средством и условием формирования Я- концепции, так как она выступает в качестве санкционирующего механизма Я- концепции, обеспечивает иерархизацию знаний человека о себе. Бернс отмечает, что в более узком смысле Я- концепция и есть самооценка.

Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к своей личности. Поэтому негативная самооценка предполагает самоотрицание, неприятие всего, что входит в сферу человеческого Я; она снижает уровень притязаний человека, ограничивая его жизненные перспективы (Бернс Р., 1986).

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию личности, и является регулятором ее поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия (Реан А.А., 2001).

С. Куперсмит (1976) определяет самооценку как отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер: оно проявляется в виде одобрения или неодобрения, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Иными словами самооценка — это личностное суждение собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивное отношение ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Свойства, перенимаемые бодрствующим сознанием у сонного
Почти у всех маленьких детей бывают фазы, когда они кричат при пробуждении. Кричат просто потому, что просыпаются. Тогда мать берет на руки маленькое, орущее, брыкающееся, размахивающее ручонками, потное существо, взирающее на мир с выраж ...

Факторы, влияющие на изменение оценок
Изучение оценочной функции психики является одним из перспективных направлений общей психологии. Процесс оценивания сопровождает нас во всех видах деятельности, которую мы совершаем. При этом кроме оценок, участвующих в регуляции жизнедея ...

Тренинги личностного роста
Живой человек — не здание, для которого сперва должен быть заложен фундамент, затем возведены стены и, наконец, положена крыша. Выполнение широкой внутренней программы личностного роста можно начинать одновременно с разных сторон, а разны ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru