Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в отечественной и зарубежной науке

Материалы » Развитие самооценки на разных этапах дошкольного возраста » Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в отечественной и зарубежной науке

Страница 6

Зарубежные исследователи обычно определяют оценку себя как одну из трех составляющих Я- концепции. Самооценка рассматривается в качестве аффективной оценки представлений индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» вызывают более или менее сильные эмоции и потенциальные поведенческие реакции.

Наиболее разработанной можно считать схему «Я- концепция» Р. Бернса. Самооценка – одна из составляющих Я – концепции человека, она связана с отношением к себе или отдельным своим качеством, это аффективная оценка представления человека о самом себе. Она может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа – Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Предметом самооценки и определенного самовоспитания может, в частности, стать тело человека, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений (Р. Бернс, 1986).

Автор указывает на тесное слияние в структуре личности когнитивного и аффективного компонентов, знаний о себе и отношений к этому знанию. «Я- концепция», по Бернсу, - это «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». В связи с этим выделяются три составляющие «Я - концепции»:

1. «Образ Я» - когнитивный аспект, знания о собственной личности во всех областях и сферах жизни;

2. »Самооценка, принятие себя» - аффективно- ценностный аспект, совокупность оценочных характеристик, отношений к имеющейся о себе информации на основе соотнесения с общей структурой собственных ценностей.

3. Поведенческие установки – действия, вызываемые образом Я и самооценкой и реализующиеся в продуктивной деятельности и общении с окружающими.

Р. Бернс отводит самооценке роль эмоционально – ценностной структуры, уравнивая ее с самоотношением. Автор считает самооценку средством и условием формирования Я- концепции, так как она выступает в качестве санкционирующего механизма Я- концепции, обеспечивает иерархизацию знаний человека о себе. Бернс отмечает, что в более узком смысле Я- концепция и есть самооценка.

Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к своей личности. Поэтому негативная самооценка предполагает самоотрицание, неприятие всего, что входит в сферу человеческого Я; она снижает уровень притязаний человека, ограничивая его жизненные перспективы (Бернс Р., 1986).

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию личности, и является регулятором ее поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия (Реан А.А., 2001).

С. Куперсмит (1976) определяет самооценку как отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер: оно проявляется в виде одобрения или неодобрения, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Иными словами самооценка — это личностное суждение собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивное отношение ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Диагностика интеллекта - история и современность
В возрастной и педагогической психологии особое внимание уделялось проблемам развития мышления учащегося. Однако в психологическом инструментарии диагностика особенностей мышления уступает место более разработанной проблематике тестировани ...

Механизмы социализации личности. Ролевое поведение
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начина ...

Виды связной речи. Пересказ – важное средство развития связной речи
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она является средством общения (коммуникативная функция) и средств ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pclever.ru