Взгляды Роберто Ассаджиоли

Страница 1

Роберто Ассаджиоли родился в Венеции в 1888 г., а жил и работал в Венеции. Психотерапевтическую подготовку он получил как фрейдистский психоаналитик, и ему довелось стать одним из пионеров психоанализа в Италии. Однако уже в 1911 г. он стал серьёзно возражать против учения Фрейда. Ассаджиоли охарактеризовал подход Фрейда как такой, который не может быть назван неверным, но является односторонним и неполным. В особенности же он критиковал его за пренебрежение к духовному измерению человеческого бытия. В последующие годы Ассаджиоли сформировал положения собственной психотерапевтической системы – психосинтеза. По многим моментам эта система сходна с аналитической психологией К.Г. Юнга. Но не смотря на то, что оба психотерапевта работали в одно и то же время, взгляды Ассаджиоли не получили столь широкого признания и распространения, как взгляды Юнга. Интерес к ним пробудился только в 60-х годах, когда резко возросло увлечение исследованиями в области изучения сознания и духовности. Ассаджиоли активно работал над развитием своей системы и занимался практической психотерапевтической деятельностью вплоть до своей смерти в 1974 г. [8, С.64-67].

Разработанная Ассаджиоли карта человеческой психики сходна во многом с картой психики Юнга. В ней отражено представление о духовности и включено понятие коллективного бессознательного. Компоненты, из которых она состоит, находятся в динамическом взаимодействии. Низшее бессознательное управляет базовой психологической активностью. В нём обитают примитивные инстинктивные потребности и эмоциональные комплексы. Промежуточное бессознательное – область, где опыт ассимилируется, прежде чем достигнуть сознания; примерно соответствует фрейдовскому подсознания. Область сверхсознания – сфера высших чувств и способностей, таких, как интуиция и вдохновение. Поле сознания содержит чувства, мысли и импульсы, доступные для анализа. Ассаджиоли различал сознательное "я" - средоточие чистого осознания, и высшее "Я", существующее отдельно от сознания разума и тела. Все эти компоненты погружены в коллективное бессознательное, общее для всех [8, С.65-66].

Важный элемент психосинтеза – понятие субличности. Человеческая личность не есть единое полностью интегрированное целое. Она состоит из многих динамических структур, имеющих относительно самостоятельное существование. Эти структуры могут активизироваться в зависимости от обстоятельств и оказывать преобладающее влияние на психику. Некоторые субличности – это роли, которые мы играли или играем в своей жизни. Ребёнок, друг, любовник, доктор, жена, и т.д. Другие могут быть воображаемыми героями, мифологическими фигурами и даже животными. Главная задача психосинтеза – выявление субличностей и их объединение в эффективно функционирующее динамическое целое [8, С.66].

Процесс психосинтеза включает четыре последовательные стадии [8, С.66]:

1. Клиент узнаёт о различных элементах своей личности, которые были скрыты, и принимает их на сознательном уровне.

2. Он освобождает себя от их психологического влияния и развивает способность их контролировать – разотождествление.

3. Обнаружение своего психологического центра.

4. Собственно психосинтез, который характеризуется кульминацией процесса самореализации и интеграции различных субличностей вокруг нового психического центра.

Теперь рассмотрим идеи Роберто Ассаджиоли, непосредственно относящиеся к проблеме духовного развития.

Ассаджиоли был одним из первых психотерапевтов психотерапевтов подошедших к пониманию духовности с научной точки зрения. В те времена концепция духовности была в ведении различных религиозных организаций, желающих видеть в ней только им угодный смысл. Ассаджиоли дал духовности более широкое определение.

"Я употребляю термин "духовный" в самом широком смысле и всегда по отношению к эмпирически обозримому человеческому опыту. В этом контексте слово "духовный" относится не только к переживаниям, традиционно рассматриваемым как религиозные, но и ко всем состояниям осознания, всем человеческим функциям и проявлениям, общей чертой которых является отношение к ценностям, более высоким, чем обычные, к таким, как этические, эстетические, героические, гуманистические или альтруистические ценности" [1, С.67].

Ассаджиоли понимал, что процесс обретения более высоких ценностей, несёт в себе как множество положительных сторон, так и массу опасностей.

"Духовное развитие – это длинное и трудное путешествие по удивительным областям, полным сюрпризов, красоты и радости, трудности и даже опасностей. Оно включает в себя пробуждение потенциальных возможностей, до того скрытых и дремлющих, восхождение сознания в новые области, радикальное преобразование "нормальных" элементов личности и раскрытие новых внутренних измерений" [1, С.67].

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Этика личности
Что значит быть сильной личностью? Прежде всего, это та личность, которая постоянно совершенствуется, ищет новые подходы и новые взгляды для своего мировоззрения. Совершенствуется она в трёх плоскостях – физической, духовной, умственной. ...

Философско-психологический анализ страха
Герберт Уэллс описывает человека как песчинку мироздания. Его окружают грозные природные стихии. Небо осыпает людей кометами. Недра Земли извергают огненную лаву. Человек постоянно испытывает предательство земной тверди. Однако источник с ...

Интернет – зависимость и симптомы этой болезни.
Так что же, можно заболеть Интернетом? Ведь Интернет – это не вирус, попавший в кровь. От соединения с сервером и путешествия по информационному простору вовсе не вытекает возникновения «патологической» зависимости.Вопрос о том, что работа ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru