Забывание в различных психологических теориях

Забывание как процесс памяти » Забывание в различных психологических теориях

Страница 1

Память впервые привлекла внимание исследователей, когда психология еще не выделилась в самостоятельную науку. Ею интересовались Аристотель и Платон, Блаженный Августин и Фома Аквинский, Юм и Гартли. В настоящее время пользуются популярностью несколько теорий забывания, хотя ни одна из них не может исчерпывающе ответить на вопрос, почему оно происходит.

Многочисленные идеи относительно сохранения, воспроизведения и забывания впервые были ассоциированы в ассоциативной теории памяти. Ключевым принципом объяснения динамики процессов памяти стал принцип ассоциации. Основное понятие учения, ассоциацию, можно определить как связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Забывание же объяснялось распадом ассоциаций. Наиболее значительный вклад в исследования забывания в рамках ассоциативной теории внес Г. Эббингауз. В своем классическом исследовании «О памяти» он вывел общее правило возникновения и распада ассоциаций: «Если какие-либо душевные образования когда-нибудь заполняли сознание одновременно или в близкой последовательности, то впоследствии повторение одних членов этого переживания вызовет представления и остальных членов, хотя бы первоначальные причины их и отсутствовали. С течением времени ассоциативная связь…ослабевает, взаимное воспроизведение членов связи уже не происходит с прежней быстротой и точностью и может вовсе прекратиться».[1]

Важнейшим фактором, влияющим на образование, сохранение и распад ассоциаций, является повторение. Чем чаще переживаются впечатления, образующие ассоциацию, тем с большей точностью и уверенностью они воспроизводятся и тем дольше сохраняются в памяти. Однако общее правило для оптимального количества повторений сформулировать крайне трудно: простые, но яркие события могут удерживаться много лет даже после однократного появления; события менее интересные и более сложные могут не остаться в памяти даже после многократного переживания. Кроме того, противоречит этому правилу явление реминисценции, обнаруженное ассоцианистами. Реминисценция представляет собой количественное улучшение сохранения при последующих воспроизведениях без дополнительных упражнений и повторений заученного. «Реминисценция происходит под воздействием механизма, названного нами restitutio ad integrum (Восстановление до целого)»[2] и не является собственно социальным видом памяти. Усилия для такого воспроизведения минимальны. «Память, в понимании Жане, не воспроизводит факт, а рассказывает о нем, и это так же похоже на воспроизведение воспринятого факта, как книга похожа на тот предмет, который является ее темой».[3]

Кроме того, имеет значение принадлежность элементов запоминаемого ряда к единому целому. Если впечатления, образующие ассоциативную связь, не организованы посредством ритма или рифмы, то они заучиваются медленнее и сохраняются на более короткое время, т.е. быстрее забываются. Также на образование ассоциативной связи влияют внимание и интерес. Вклад внимания часто не может быть возмещен никаким числом повторений, сколь много бы их ни было. Ослабевание длительного интереса и внимания к предмету приводит к утрате ассоциативных связей с течением времени.

Экспериментальные исследования Г. Эббингауза, посвященные изменению памяти во времени, стали и первыми исследованиями забывания. Именно Г. Эббингауз в результате экспериментальных исследований построил «кривую забывания». Материалом для исследования послужили специально изобретенные им бессмысленные слоги – сочетания двух согласных и гласной между ними, образованные так, чтобы они не вызывали смысловых ассоциаций. Г. Эббингауз придумал 2300 таких слогов, составлял из них ряды, которые затем заучивал сам или предлагал заучивать испытуемым. «Кривая забывания» отражает изменения, которые происходят в ассоциа­ционной связи со временем – сначала она круто снижается, что соответствует быстрому забыванию заученного, затем ее падение замедляется и останавливается по истечении месяца на уровне 20% – сбереженный материал. «Мы можем видеть, что сразу после первичного заучивания кривая резко падает, но в дальнейшем темп забывания замедляется и через два дня запоминание удерживается почти на одном уровне, без дальнейших потерь

Главной целью Эббингауза было нахождение «чистых» законов памяти, которые не зависели бы от индивидуальных различий, установок испытуемых и экспериментаторов, т.е. носили бы всеобщий характер. В настоящее время закономерности забывания, установленные Г. Эббингузом учитываются при построении учебного процесса в учебных заведениях. Результаты, полученные Г. Эббингуазом, были уточнены, и даже, отчасти, опровергнуты А. Пьероном. Если кривая Эббингауза начинает снижаться сразу по окончании заучивания, то «кривая забывания» А. Пьерона имеет в начале стабильную площадку, соответствующую 100% сохранению материала в течение некоторого времени. В общем и целом кривая А. Пьерона снижается плавнее. Кроме того, Дженкинс и Далленбах обнаружили зависимость скорости забывания от повседневной деятельности. Повседневная деятельность ускоряет забывание, в то время как сон способствует лучшему сохранению материала.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Коммуникативные тренинги
Широко используются коммуникативные тренинги. Коммуникативный тренинг - это процесс обучения, направленный на осознание, актуализацию, формирование и совершенствование личностных качеств, необходимых в ситуациях взаимодействия с партнерам ...

Виды связной речи. Пересказ – важное средство развития связной речи
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она является средством общения (коммуникативная функция) и средств ...

Творчество как процесс творческого мышления
Творчество как дух свободы человека; свобода как творчество духа человека; дух как свобода творчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества не ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru