Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в отечественной и зарубежной науке

Материалы » Развитие самооценки на разных этапах дошкольного возраста » Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в отечественной и зарубежной науке

Страница 2

В более поздних работах самооценка, как правило, рассматривалась в контексте изучения самосознания как один из аспектов последнего наряду с такими понятиями, как «Я – концепция», «самоотношение», «самоприятие», «чувство собственной ценности», «самоуважение», «самоэффективность» «доверие к себе», «осознание себя», «взгляд на себя», «образ себя», «удовлетворенность собой» и т.д.

Следует отметить, что до сих пор понятия »Я- концепция», »образ Я», и »самооценка» не разведены до конца. Анализ научной литературы показал, что в большинстве разработанных моделей «Я- концепции» исследователи выделяют образ Я как когнитивную подструктуру и эмоционально – ценностное отношение человека к себе (самоотношение), которые порождают поведенческие реакции. При этом самооценка чаще всего отождествляется с эмоционально – ценностным отношением субъекта к себе, реже – с «образом Я». «При таком подходе, который типичен и для зарубежной и для нашей психологии, а точнее, заимствован за рубежом и утверждается у нас, самооценка как самостоятельный предмет анализа попросту пропадает, и мы приходим к полной потере очень важного личностного конструкта».

На уровне разведения понятий «Я- концепция», «образ Я» и »самооценка» возникает ряд проблем, вызванных трудностями их эмпирического изучения. Например, в процессе самооценивания оценка и знание функционируют в неразрывном единстве, следовательно, ни «образ Я», ни самооценка не могут быть представлены «в чистом виде».

Сверхмногозначность понятия «самооценка» порождает различные негативные последствия и противоречия. Особенно неустойчиво соотношение между категориями «самосознание» и «самооценка»:

- самооценка

есть «отношение к себе», которое наряду с «познанием себя» входит в самосознание (А.Г. Спиркин);

- самооценка

– это результат самопознания (К.К. Платонов);

- самооценка

– это критическая позиция индивида по отношению к тому, чем он обладает, «это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия»;

- самооценка

– это специальная функция самосознания, не сводимая ни к «образу Я», ни к самоотношению, но полагающая их;

- самооценка

служит источником пополнения личностью знаний о себе.

Как справедливо замечает Л. В. Бороздина, поначалу серьезных затруднений в определении самооценки нет. Под этим термином обычно подразумевается оценка себя человеком по отдельному свойству или собственных возможностей в целом; сложности возникают при попытке сопоставить понятие «самооценки» с выше приведенными концептами. Л.В. Бороздина подчеркивает необходимость разделения трех образований: образа себя, самооценки и самоотношения. С ее точки зрения, самооценка не сводима ни к когнитивному компоненту («образу Я»), ни к устойчивому чувству индивида к себе («самоотношению»). Образ Я фиксирует знание субъекта о себе, будучи комплексом сведений данного человека, о самом себе, и отвечает на вопрос: Чем я обладаю? Самооценка воплощает критическую позицию субъекта по отношению к тому, чем он обладает, самооценка – это не констатация, не знание о собственном потенциале, а »именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей». Самооценка отвечает на вопрос, не то что Я имею, а чего это стоит. Самоотношение же является устойчивым чувством человека к себе, приятием либо неприятием себя, формирующимся приводимой самооценки Знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, которая в свою очередь способна задать модус самоотношения. Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе, но знаний прошедших оценку, поэтому имеющих более высокий порядок.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Факторы, влияющие на кризисы профессионального становления
Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии ...

Психологические особенности современных подростков
В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы [33, с.345]. Психологические особенности подросткового ...

Мотивы выбора профессии и сущность профессионального самоопределения
Мотивы выбора профессии связаны с избирательным отношением человека к отдельным видам профдеятельности. Они характеризуют причины, побуждающие человека выбрать ту или иную профессию. Эти мотивы необязательно должны осознаваться. «Вопрос о ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru