Основы организации песочной терапии
В заключении обзора психокоррекционной и психотерапевтический работы замечу, что стиль и динамика игры в песочнице у обычных детей и подростков и их сверстников, имеющих проблемы интеллектуального развития, различны. Различия приведены в таблице.
Критерий |
Интеллектуальная норма |
Проблема интеллектуального развития |
1. Время создания страны |
Около 25 мин |
До 60 мин |
2. Динамика эмоционального |
От возбуждения к торможению, чувству покоя, иногда усталости |
От торможения к возбуждению за тот же период времени. Для перехода от возбуждения к торможению необходимо больше времени |
3. Сюжет |
Имеется четкий связный сюжет, распределение ролей и функций между жителями созданной страны |
Сюжет не четкий |
4. Стиль ситуативной коммуникации |
Чаще всего, что бы ни происходило, осуществляется переход к сотрудничеству или ассимиляции |
При спонтанной игре чаще всего наблюдается конфронтация, борьба за территорию, «параллельная игра» |
Общие принципы взаимодействия с младшими школьниками
Принципы задают «правила и условия игры» и отражаются в каждом нашем «шаге» и действии [20].
Принцип комфортной среды
Для успешности процесса необходимо, чтобы дети чувствовали себя комфортно и безопасно. Комфортная среда подразумевает, с одной стороны, уровень партнерских взаимоотношений с ними; с другой стороны, ряд «средовых факторов»: мягкое освещение, удобная песочница, удачное местоположение детей относительно психолога и пр. Мы подбираем задание
соответствующее возможностям детей; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку их действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
2. Принцип безусловного принятия
Принятие ребенком таким, какой он есть – этот принцип сформулирован гуманистическими психотерапевтами. Принятие внешнего вида и физического состояния, жизненного опыта, противоречий, ценностей, мотиваций, устремлений и желаний – все это является залогом успешности консультирования. Этот принцип прост по формулировке, но чрезвычайно сложен для осмысления. Качество безусловного принятия изменяется в процессе личностного развития психолога. В песочной терапии мы принимаем все действия детей в песочнице.
3. Принцип доступности информации
Все обращения, реплики, интерпретации и рекомендации, которые дает психолог, должны быть сформулированы доступно для школьников. Некоторые консультанты говорят о детях: «Они еще не созрели, они меня не понимают». Согласно данному принципу, это невозможно, ибо психолог говорит «на одном языке» с детьми. Принцип доступности информации подразумевает также, «поправки» на актуальный уровень развития и мировосприятия школьников. Информация, исходящая от психолога, должна соответствовать ценностным ожидания младших школьников. Поэтому согласно данному принципу, начинающим консультантам рекомендуется использовать «терминологию детей», наиболее часто употребляемые ими слова, постепенно привнося новые словосочетания, выражения, идеи.
Другие статьи:
Фактор дополнительного образования
В последнее время в мире все большее значение уделяется инновационному образованию. Инновационный – значит основанный на последних достижениях в различных областях. Разработка инноваций происходит на всех ступенях образовательного процесс ...
Устранение противоречий и управление конфликтными ситуациями.
Устранение противоречий и управление конфликтными
ситуациями
Конфликт — , в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
В напряженных ситуациях не оценивай ...
Техника преодоления кризисной ситуации
Эта техника применяется в рамках НЛП, когда человек уже использовал все возможности и не знает, какой сделать следующий шаг. Это может быть представлено словами: «Я не знаю, что делать дальше…», «У меня нет выбора…», «Я в тупике…» Иначе – ...