Игра как психолого-педагогическая категория

Страница 5

Роль, которую берёт на себя ребёнок, коренным образом перестраивает его действия и значения предметов, с которыми он действует; роль вносится в действия ребенка как бы извне, через сюжетные игрушки, которые подсказывают человеческий смысл действий с ними; роль является смысловым центром игры и для её осуществления служит создаваемая игровая ситуация, и игровые действия.» [14с. 143]

Обязательным условием выполнения ребёнком роли какого-либо человека является выделение характерных признаков выполняемой им деятельности. Развитие роли идёт «от вычленения внешних предметных действий, характерных для взрослого, к вычленению его отношений с другими людьми.»

При этом сначала «выделяются отношения близкого взрослого к ребёнку, затем отношения взрослых друг к другу и в конце развития -отношение ребёнка ко взрослым.»

ВООБРАЖАЕМАЯ СИТУАЦИЯ служит обязательным элементом игры (Л.С. Выготский [18], А.Н. Леонтьев [43], Д.Б. Эльконин [82;83]). Она не является начальным моментом игры, но возникает в процессе игры, как её результат. В основе ролевой игры лежит определенная условность, которая принимается играющими детьми, в процессе воссоздания ребёнком реальной действительности через воплощение ими роли взрослых.

Развитие игры у ребёнка дошкольного возраста происходит от сюжетных игр с открытой ролью, открытой воображаемой ситуацией и скрытым правилом к играм со скрытой воображаемой ситуацией, скрытой игровой ролью и открытым правилом. Таким образом, игры с правилами вырастают из ролевых игр с воображаемой ситуацией, а сами правила- из роли.

Отличительная особенность игр с правилами состоит в том, что в них заключена определённая задача. Поэтому развитие игры с правилами выражается « во все большем выделении и осознании игровой задачи».

На основе анализа многочисленных исследований Д.Б. Эльконин [83] выделил две фазы (стадии) развития игры:

· 3-5 лет, характерно то, что «основным содержанием игры являются социальные по своей направленности предметные действия, соотносимые с логикой реальных действий»;

· 4-7 лет, «социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности, соотносимые с реальными отношениями между людьми»;

Детальный анализ игры как феномена в онтогенезе позволил выделить Д.Б. Эльконину [83.с.205] четыре уровня в развитии игры:

Первый уровень. Основное содержание игры составляют бытовые действия с предметами. Они могут осуществляться в определенной последовательности, хотя её четкое соблюдение значения не имеет. Роли определяются характером действий и не называются детьми. Действия детей однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Дети играют рядом или поодиночке. Они охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Стимулом её возникновения становится игрушка или предмет-заменитель, ранее использованный ребёнком в игре.

Второй уровень. Основное содержание игры составляют действия с предметами. Эти действия разворачиваются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Логика действий соответствует их последовательности в реальной действительности. Правило ещё явно не вычленяется, но оно уже может победить в конфликте с непосредственным желанием. Объединения детей кратковременны, малочисленны (2-3 ребёнка). Основные сюжеты - бытовые.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Роль матери в развитии ребенка
Психическое развитие ребенка в последние десятилетия изучается в рамках взаимодействия ребенка с матерью как единой системы. Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодейст ...

Психологические особенности интернет-зависимой личности
По данным мониторинга аудитории интернета в России в 2000 году аудитория интернета от 18 лет и старше составляла 6,6 млн. человек, в 2009 году, взрослая аудитория интернета возросла до 22%, то есть составила примерно 25 миллионов человек. ...

Преодоление забывания как результат развития памяти
Преодоление забывания имеет большое практическое значение, так как большинство людей, обладающих нормальной, невыдающейся памятью, считают забывание все же негативным явлением, тормозящим эффективное обучение, противодействующее организац ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pclever.ru