Игра как психолого-педагогическая категория
· социальная ситуация развития, представляющая собой систему « отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью»;
· ведущая деятельность, т.е. такая «деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
Основные положения концепции игры, сформулированные Л.С. Выготским [18], Д.Б. Элькониным [82;83] были предоставлены следующим образом:
· игра возникает, когда появляются нереализуемые немедленно тенденции и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний.
· сущность игры заключается в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных аффектов;
· центральным и характерным для игровой деятельности является создание «мнимой» ситуации, заключающейся в принятии на себя роли взрослого, и осуществление её в создаваемой самим ребёнком игровой обстановке. Для «мнимой» ситуации характерны перенос значений с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной формах реальные действия, которые соответствуют принятой ребенком роли взрослого;
· в сякая игра с «мнимой» ситуацией есть вместе с тем игра с правилами, и всякая игра с правилами есть игра с «мнимой» ситуацией;
· в игре ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия. В игре все внутренние процессы даны во внешнем действии;
· игра создает такие ситуации, которые требуют от ребёнка действий по непосредственному импульсу, а не по линии наибольшего сопротивления. Удовлетворение в игре связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли;
· игра является хотя и не преобладающим, но ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Она содержит в себе все тенденции развития; является источником развития и создает зоны ближайшего развития. Обеспечивает изменение потребностей и изменение сознания общего характера [17 с. 52].
Л.С. Выготский [17] подчеркивал, что под влиянием игры, в процессе которой реальные предметы замещаются игрушками, а реальные действия - действиями игровыми, у ребёнка развивается способность воспроизводить те или иные стороны действительности с помощью различных способов её обозначения (наглядных символов, изображений, слов). В игре развивается функция замещения и обозначения, которая затем в более сложных формах осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления.
Дальнейшее развитие концепция игры получила в работах С.Л. Рубинштейна [65;66], А.Н. Леонтьева [42;43], Д.Б. Эльконина [82;83] и их последователей.
Развитие игры проходит ряд этапов. На первом из них (2-3 года) дошкольник овладевает предметной деятельностью, на основе которой возникает сюжетно-ролевая игра. На этом этапе ребенок переходит от простых, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы деятельности. Он учится играть не рядом с детьми, а вместе с ними.
На втором этапе (3-5лет) возникает образно-ролевая игра. От непосредственного общения, от привычных слов, от уже знакомых интонаций ребенок научается переходить к контекстному, выдуманному им самим, новому и оригинальному типу общения.
Другие статьи:
Философско-психологический анализ страха
Герберт Уэллс описывает человека как песчинку мироздания. Его окружают грозные природные стихии. Небо осыпает людей кометами. Недра Земли извергают огненную лаву. Человек постоянно испытывает предательство земной тверди. Однако источник с ...
Виды депрессий и происхождение депрессии
Депрессия - одно из самых распространенных заболеваний в мире. Каждая пятая женщина и каждый десятый мужчина хотя бы раз в своей жизни заболевает депрессией. Принято выдеоыть следующие виды депрессий:
Классическая депрессия - это душевно ...
Проблемное поле современной молодежи
Государственная политика сегодня большое внимание уделяет проблемам молодежи, сосредотачиваясь главным образом на ценностях успеха, социальной адаптации и самопрезентации. Социальные и психологические службы охватывают все новые группы на ...
