Игра как психолого-педагогическая категория

Страница 4

· Сюжеты с единственным персонажем и чётко определёнными предметами в одной или нескольких ситуациях;

· Сюжеты с несколькими персонажами и подбором соответствующих действий, в которых связь между персонажами задана посредством включения детей в общую ситуацию, или через последовательность производимых действий;

· Сюжеты, в которых кроме набора действии и связей между персонажами заданы и отношения между ними.

· Игра имеет социальный характер, поэтому её сюжет меняется с изменением исторических условий жизни людей.

· Игра осуществляется с помощью ДЕЙСТВИЙ, в которые активно включается речь. «Действие в игре всегда соответствует, хотя и своеобразно, действию людей .» [10.с.98].При этом могут быть изменены условия игры через использование предметов-заменителей, но «содержание и порядок действия обязательно должны соответствовать реальному действию» [10.с.98].Вместе с тем «игровые операции неадекватны действию, ориентированному на определённый результат. На палочке далеко не уедешь - это верно. Но в игре действие и не преследует этой задачи: ведь её мотив лежит в самом действии, а не в его результате».

Изменение характера действий в игре определяет развитие игры в целом. «Путь развития игры идёт от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой, кормить ложкой, кормить ложкой куклу, кормить ложкой куклу, как мама, - таков схематический путь к ролевой игре.» [10.с.115

Однако эти переходы не являются результатом спонтанного развития ребёнка, а требуют особого руководства со стороны взрослых.

Этому вопросу много внимания уделила Е.В. Зворыгина [32.с.131], которая выделила следующие этапы в овладении детьми игровыми действиями:

1) на первом этапе происходит овладение предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками;

2) на втором этапе переход к игровым действиям с предметами- заместителями и с воображаемыми предметами;

3) на третьем этапе происходит обобщение, свёртывание и превращение подобных действий в указательный жест в сторону игрушки;

4) на четвёртом этапе имеет место обозначение знакомых действий словом без непосредственного их выполнения.

Основные характеристики игрового действия:

1) -наличие осознанной цели;

2) -наличие способов (операций), с помощью которых оно совершается;

3) -действие определяется как целью, так и реальными предметными условиями (наличие игрушек);

4) -в процессе игры имеет место расхождение между осознаваемой целью и реальными операциями, которые выполняет ребёнок (передвигается со стулом и говорит, что едет на машине);

5) -действия с реальными предметами приобретают особый смысл (палочка-расческа, градусник, шприц), что создаёт воображаемую ситуацию, придаёт игре условный характер.

Большинство авторов, занимавшихся описанием игр детей дошкольного возраста утверждают, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-либо РОЛИ. Без роли не существует игры. Она представляет собой воспроизводимое ребенком действие. В игровой роли ребенок берет на себя известную обобщенную социальную функцию взрослого чаще всего, функцию профессиональную, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта
Выявленные нами особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта говорят о необходимости целенаправленной работы учителя по формированию познавательной мотивации. Целью формирующего эксперимента явило ...

Эмоциональные расстройства у родственников депрессивных пациентов
Имеются работы, где приводятся убедительные данные, показывающие, что эмоциональное расстройство у матерей повышает риск заболевания депрессией у их детей. Дж.Скотт, В.Баркер и Д.Экклстон изучали факторы хронификации депрессии. Среди проч ...

Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников
Песочная терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием песка. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что песок оказывает сильное влияние на развитие личности. ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru