Игра как психолого-педагогическая категория
· Сюжеты с единственным персонажем и чётко определёнными предметами в одной или нескольких ситуациях;
· Сюжеты с несколькими персонажами и подбором соответствующих действий, в которых связь между персонажами задана посредством включения детей в общую ситуацию, или через последовательность производимых действий;
· Сюжеты, в которых кроме набора действии и связей между персонажами заданы и отношения между ними.
· Игра имеет социальный характер, поэтому её сюжет меняется с изменением исторических условий жизни людей.
· Игра осуществляется с помощью ДЕЙСТВИЙ, в которые активно включается речь. «Действие в игре всегда соответствует, хотя и своеобразно, действию людей .» [10.с.98].При этом могут быть изменены условия игры через использование предметов-заменителей, но «содержание и порядок действия обязательно должны соответствовать реальному действию» [10.с.98].Вместе с тем «игровые операции неадекватны действию, ориентированному на определённый результат. На палочке далеко не уедешь - это верно. Но в игре действие и не преследует этой задачи: ведь её мотив лежит в самом действии, а не в его результате».
Изменение характера действий в игре определяет развитие игры в целом. «Путь развития игры идёт от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой, кормить ложкой, кормить ложкой куклу, кормить ложкой куклу, как мама, - таков схематический путь к ролевой игре.» [10.с.115
Однако эти переходы не являются результатом спонтанного развития ребёнка, а требуют особого руководства со стороны взрослых.
Этому вопросу много внимания уделила Е.В. Зворыгина [32.с.131], которая выделила следующие этапы в овладении детьми игровыми действиями:
1) на первом этапе происходит овладение предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками;
2) на втором этапе переход к игровым действиям с предметами- заместителями и с воображаемыми предметами;
3) на третьем этапе происходит обобщение, свёртывание и превращение подобных действий в указательный жест в сторону игрушки;
4) на четвёртом этапе имеет место обозначение знакомых действий словом без непосредственного их выполнения.
Основные характеристики игрового действия:
1) -наличие осознанной цели;
2) -наличие способов (операций), с помощью которых оно совершается;
3) -действие определяется как целью, так и реальными предметными условиями (наличие игрушек);
4) -в процессе игры имеет место расхождение между осознаваемой целью и реальными операциями, которые выполняет ребёнок (передвигается со стулом и говорит, что едет на машине);
5) -действия с реальными предметами приобретают особый смысл (палочка-расческа, градусник, шприц), что создаёт воображаемую ситуацию, придаёт игре условный характер.
Большинство авторов, занимавшихся описанием игр детей дошкольного возраста утверждают, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-либо РОЛИ. Без роли не существует игры. Она представляет собой воспроизводимое ребенком действие. В игровой роли ребенок берет на себя известную обобщенную социальную функцию взрослого чаще всего, функцию профессиональную, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми.
Другие статьи:
Понятие конфликта и его признаки
Конфликт (англ. conflict; от лат. conflictus – столкновение)
В психологии под конфликтом
как правило понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъект ...
Ролевые и не ролевые игры
Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые. Это разделение имеет принципиальное значение, поскольку природа и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеют существенные отличи ...
Особенности лечебного воспитания
Лечебное воспитание – это лечения при помощи воспитания и обучения.
Начиная с 70-х годов специалисты все больше склоняются к тому, что главное лечение аутичного ребенка – это лечение обучением. Нам хотелось бы, однако, уточнить эту форму ...