Игра как психолого-педагогическая категория
Помимо мышления игра воздействует и на поведение ребёнка, в ней создаются оптимальные условия для овладения ребёнком произвольными формами поведения. Под произвольным поведением понимают поведение,
осуществляющееся в соответствии с образцом (независимо от того дан ли он в форме уже выделившегося правила) и контролирования путем сопоставления с этим образцом как эталоном.
А.В. Запорожец [31] первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребёнком в процессе игры и в условиях прямого задания, существенно различен. А.В. Запорожец установил, что в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяется фаза подготовки и фаза выполнения.
Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых роль находит свое воплощение. Ребёнок в игре выполняет одновременно как бы две функции:
1) свою роль;
2) контролирует свое поведение.
Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца.
Таким образом, при выполнении роли имеется своеобразная рефлексия, т. е. конечно, это ещё не сознательный контроль, но вся игра находится во власти привлекательной мысли и окрашена аффективным отношением и в ней содержатся уже все основные компоненты произвольного поведения. Функция контроля ещё очень слаба и часто требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость данной рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается.
Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения. Игра способствует социализации ребёнка, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Таким образом, игра выступает, как эффективное средство познания ребёнком предметной и социальной действительности. Кроме этого, игра, как совместная деятельность, в которой существуют не только игровые, но и реальные отношения, способствует социальному развитию детей (А.В. Запорожец [31], А.Н. Леонтьев [42;43], Д.Б. Эльконин [82;83]).
В психологии и педагогике подтверждены идеи широкого использования игры в процессе воспитания детей, что связано с определяющим её значением для формирования самых существенных психических образований. Их появление подготавливает переход ребёнка на новую, следующую ступень развития.
Другие статьи:
Как управлять своими эмоциями
Эмоции как целесообразные жизненные реакции человека служат одновременно нескольким целям – они позволяют судить о состоянии удовлетворения потребностей. Главное, в регуляции эмоций состоит в умении предупреждать их возникновение. При воз ...
Основные мотивы нарушения супружеской верности
Первый среди них - угасание чувства, вытеснение его новым. По этой причине изменяют 7,2% мужей и 19,9% жен (здесь и дальше проценты от общего числа изменяющих, а не от всех семейных пар). Объяснение перевеса в сторону прекрасного пола, ду ...
Виды слушания
Можно выделить следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.
Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называют активным слушанием. Наиболее общепринятыми приемами, ха ...