Факторы и мотивы употребления алкоголя в подростковом возрасте

Материалы » Гендерные особенности употребления алкоголя в подростковом возрасте » Факторы и мотивы употребления алкоголя в подростковом возрасте

Страница 4

Общение со сверстниками, употребляющими алкоголь, является одним из наиболее надежных индикаторов, указывающих на возможность употребления алкоголя подростками, независимо от того, имеют место или нет другие факторы риска. Если друзья выпивают, это является сильным аргументом в пользу того, что подросток, возможно, будет злоупотреблять алкоголем. Очевидно, что запретить, подростку общаться с такими друзьями - задача не из легких, однако родители должны приложить все усилия, чтобы создать для ребенка необходимые факторы защиты от возможной алкоголизации. В том числе, родители могут обращаться к психологам и педагогам центров социально - психологической помощи.

Когда подростки считают, что от алкоголя нет вреда, когда алкоголь ассоциируется у них с “хорошо проведенным временем", существует очень большая вероятность того, что они будут выпивать. По большей части то, как подростки объясняют свое поведение (употребление алкоголя), связано с существующими мифами типа "Хочу выпиваю, хочу нет", "От бутылки пива не становятся алкоголиками" и т.д.

Мифы, существующие в сознании подростков, разрушить очень сложно и порой просто невозможно. В этом случае эффективной может стать лишь работа психолога, групповая работа, направленная на обсуждение с подростками этих мифов и выработку у них собственного сознательного, а не мифологического, отношения к наркотикам и наркоманам.

Так же и алкогольные рекламы провоцируют подростков на употребление алкоголя. Алкогольные изделия рекламируются открыто. Сопровождающая их информация, например, “Полная свобода . ”, “Всегда первый . ”, “Свежий взгляд на вещи . ” и т.п. прочно связывает в сознании подростка алкоголь с ценностями жизни: свобода, достижения, престиж, дружба. Наличие этих связей, обнаруживающихся только с помощью психодиагностики, как правило, не осознается, что делает их еще более опасными. Увы, эксплуатируется вечное стремление человека к свободе. Но свободным делает только внутренняя свобода, а отнюдь не алкоголь.

Реклама, к сожалению, принадлежит к числу макрофакторов, предупредить влияние которых, порой невозможно. Противостоять рекламе может только эмоционально зрелый и самодостаточный подросток, не испытывающий эмоционального дефицита в отношениях со сверстниками и окружающими взрослыми людьми.

Таким образом, индивидуальные факторы риска, по данным ряда авторов [13,15], включают следующие характеристики подростков:

гиперактивность и плохая концентрация внимания в детстве;

отгороженность или бунтарство в пубертатном возрасте;

антисоциальное поведение;

столкновения с правоохранительными органа ми;

низкий уровень реакции па алкоголь (способность не пьянеть);

тревога и депрессия;

благоприятное отношение к выпивкам,

поиск новых стимулов, высокая потребность в возбуждении.

Наряду с факторами, способствующими алкоголизации подростков можно выделить факторы, препятствующие или защитные. [1, с 48] В многочисленных исследованиях основным источником, как факторов риска, так и факторов защиты называют семью. Сверстники, школа, община лишь дополняют семью.

Некоторые подростки, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют алкоголя. Исследования показывают, что от употребления алкоголя удерживает, по-видимому, целый ряд защитных факторов, как чувство юмора; внутренний самоконтроль, подросток чрезвычайно целеустремленный, стрессоустойчив. Склонность жить по законам и нормам общества, школы, общины и/или семейным стандартам, так же является защитным фактором употребления алкоголя подростками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Природа страхов и фобий в психоанализе
По Фрейду страх – состояние аффекта – объединение определенных ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятие, а также, вероятно, и отражение определенного значимого события ...

Гендерные различия и социализация
В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствоват ...

Динамика развития мотивации учебной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
Изучая вопросы мотивации учебной деятельности учеников с нарушением интеллекта, мы в первую очередь опирались на уже имеющиеся по этому вопросу данные литературы и с их учётом обобщали собранный нами материал. Попытаемся в общих чертах ра ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru