Гендерные особенности употребления алкоголя в подростковом возрасте

Материалы » Гендерные особенности употребления алкоголя в подростковом возрасте

Проблема борьбы с употреблением алкоголя в подростковом возрасте актуальна для большинства стран. Можно без преувеличения сказать, что алкоголь совершил триумфальное шествие по планете, ибо для него не существует границ. И как некогда остро стоит сегодня вопрос о борьбе с употреблением алкоголя подростками в нашей стране.

Каждая эпоха характеризуется стремлением подавлять нежелательные формы человеческого поведения в обществе. На современном этапе развития общество практически смирилось с проявлениями "положительной" девиации: стремление быть не таким как все носит всепоглощающий характер и не несет стойких протестов. Но вместе с тем девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы в России массовый характер и выделило эту проблему в центр внимания социологов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Алкоголизм как вид девиации является частью российской действительности. Ужасающим является тот факт, что социальная проблема стала распространяться не только среди взрослого населения, но и в самой уязвимой составной части общества - среди подростков. Эта проблема достигла таких масштабов, что необходимость ее детального изучения приобрела насущный характер. Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации подростков.

Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. [9, стр.51]

Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив. Неслучайно уже с XX века он привлекает пристальное внимание исследователей. К настоящему времени психологами получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков. Проведены исследования, посвященные потребностям, идеалам, интересам подростков, особенностям воли, нравственным представлениям, мотивам деятельности подростков, многообразию факторов, влияющих на их развитие. Но наиболее актуальными являются в исследовании характерологических особенностей подростков, которые проявляются в различных формах поведения.

Психологические исследования подростковых проблем в современных условиях реформирования социальной жизни общества постепенно преобразуются из академических вопросов научного познания в неотъемлемую часть практического освоения социальной действительности. Важными в этих обстоятельствах представляются гендерные аспекты социализации молодого поколения, поскольку, с одной стороны, они теоретически малоисследованны, а с другой стороны приобретают все большую значимость в формировании сознания и поведения современной молодежи. Особенно это характерно для подростков, где на фоне утраты эффективности традиционных институтов социализации интенсивно развивается употребление алкоголя.

Прогрессирующее ухудшение этой ситуации в России сопровождается следующими негативными тенденциями. Во-первых, происходит неуклонное "омоложение" подростков, употребляющих алкоголь. По данным медико-социальных исследований, средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек - до 12,9 лет. Выпивка стала символом объединения подростков или молодых людей в неформальные группы, обязательным условием признания любого из ее членов.

Во-вторых, с распространением употребления алкоголя лавинообразное развитие симптомов болезни - многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести которого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, морально-нравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья подростков и нации в целом.

В-третьих, последствия употребления алкоголя подростками имеют во многом скрытый, "латентный" характер, что способствует раннему формированию тяжелых хронических заболеваний. Важно отметить, что алкоголь является "психологическими воротами", способствующими началу употребления других психоактивных веществ и формированию ранней криминализации.

Традиционно употребление алкоголя подростками изучалось без учета пола. Поэтому новые возможности для исследования особенностей употребления алкоголя подростками открывает гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует "бесполый взгляд" на психические явления, и в то же время нет поляризации "мужского" и "женского".

Таким образом, актуальность исследования определяется возрастанием в массовых масштабах употребления алкоголя в подростковом возрасте, и практическим отсутствием исследований гендерных особенностей этого явления.

В связи с актуальностью темы пред нами определена цель исследования: изучить гендерные особенности употребления алкоголя подростками.

Другие статьи:

Влияние мотивационной готовности к обучению в школе на успешность адаптации
Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего с ...

Роль матери в развитии ребенка
Психическое развитие ребенка в последние десятилетия изучается в рамках взаимодействия ребенка с матерью как единой системы. Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодейст ...

Понятие субъект труда
В понятии “субъект труда” подчеркивается роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца в его отношениях к противостоящим ему: объектам предметной и социальной среды, внутреннего (душевного) и внешнего мира. Такое понимание с ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru