Факторы и мотивы употребления алкоголя в подростковом возрасте

Материалы » Гендерные особенности употребления алкоголя в подростковом возрасте » Факторы и мотивы употребления алкоголя в подростковом возрасте

Страница 5

Однако, на наш взгляд, главное звено проблемы находится в точке противопоставления среды и личности, и окончательный выбор варианта жизни остается за личностью.

Существует большое количество различного рода факторов, сопутствующих или оказывающих влияние на психику подростка в процессе его социализации. В таблице 2 приведем факторы риска и защиты употребления алкоголя в подростковом возрасте. Большинство из них, особенно ведущих подростка к искушению алкоголя, уже были приведены выше.

Опираясь на исследования ученых научно-исследовательского института физиологии детей и подростков Российской академии образования, которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, можно выделить уровни и мотивы вовлеченности в процесс алкоголизации. Таких уровней может быть выделено семь. Каждому уровню соответствует определенная группа мотивов.

Нулевой уровень характеризует подростков, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость. Мотивы отказа от употребления спиртных напитков: убежденность в отрицательном влиянии спиртного на организм, самочувствие и поведение.

Таблица 2

Основные факторы риска и защиты употребления и злоупотребления психоактивными веществами подростками

Факторы риска

Факторы защиты

Зависимость от алкоголя родителя и/или других родственников

Употребление алкоголя членами семьи

Негативные коммуникации в парах

родитель-ребенок и мать-отец

Плохой мониторинг со стороны родителей

Развод родителей, адаптация к повторному

браку родителя

Нереалистические ожидания в отношении развития ребенка

Дискантное, малозаботливое и непостоянное родительство, недостаток любви к ребенку

Отсутствие руководства со стороны родителей, вседозволенность

Предпочтение мнения сверстников мнению семьи

Плохая успеваемость, исключение из школы

Проблемы с правоохранительными органами Низкий уровень ожидания от будущего

Воспитание в семье с высокими морально-религиозными ценностями

Позитивные коммуникации в семье

Социальные установки семьи с наличием правил, мониторинга и эмоциональной привязанности

Сплоченность и твердость семьи

Интеллектуально-культурная ориентация

Эмоциональная близость к матери

Любовь между всеми членами семьи, адекватное выражение любви к ребенку

Положительное поведение окружающих сверстников.

Уважение семейных ценностей

Хорошие навыки общения, умение разрешать конфликты

Хорошая школьная успеваемость

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков. Употребление алкоголя сопровождается комплексом неприятных ощущений, переносимость спиртных напитков низкая. Мотивы употребления алкоголя при нулевом уровне следующие: приобщиться к миру взрослых, поступать как все. Эта стадия длится, как правило, 1-2 месяца. Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Небольшие дозы спиртных напитков вызывают эйфорию. Эпизодическое употребление алкоголя, подразумевает выпивку по праздникам, выходным и может по любому поводу. Мотив употребления алкоголя повысить настроение, обрести уверенность в себе, повысить коммуникабельность. Этот период длится 3-4 месяца.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Классическая и холотропная модели сознания
В исследовании психики и разума человека наибольших успехов в XX веке достигли нейрофизиология, психоанализ и кибернетика. Вселенная расширяется с огромной скоростью, и континенты раздвигаются со скоростью, которую можно зафиксировать то ...

Факторы интеллектуального развития
Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, т.е. от генетических и иных врожденных факторов, и от окружающей среды – с другой. Генетические факторы представляют тот потенциал, который ребенок ...

Особенности работы мозга у СДВГ-детей
Дети с СДВГ испытывают широкий спектр поведенческих, когнитивных и коммуникативных затруднений, нарушающих их повседневное функционирование и самочувствие. Мозг ребёнка СДВГ работает циклично: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут реб ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru