Гендерная сегрегация в школе
Для правополушарных учащихся подойдут методы устного вопроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ. Эти процессы четко проявляются у мальчиков. И в качестве похвалы слово «молодец» для них наиболее значимо. При этом в коре головного мозга мальчиков повышается уровень функциональной активности и усиливаются межцентральные взаимодействия в передних отделах коры головного мозга в зонах правого полушария.[4] У девочек повышается уровень активности задних отделов коры и слуховых отделов левого полушария, играющих важную роль в понимании значения слов.[4].
Используя достижения ученых мира в области исследования мозга (Приложение№1, таблица «Половые различия головного мозга» .[2] ), мы выбрали те характеристики мозга, которые могут быть учтены при выборе способов обучения и составили таблицу различий в стиле обучения девочек и мальчиков (Приложение №2), в надежде, что это поможет педагогам и учащимся создать оптимальную среду для развития детей в условиях Кадетской школы. (Оптимальной средой называется та среда, которая наилучшим образом подходит самой природе отдельного ребенка и способствует наиболее полному раскрытию и развитию его природных способностей).
Согласно теории о возрастной психологии, к 11 – 12 годам начинается период полового созревания, когда ведущей деятельностью для детей является установление межличностных отношений. Через них дети усваивают социальные роли и познают себя как будущего мужчину или женщину. Отношения между мальчиками и девочками обостряются.[5] Представители другого пола воспринимаются как «чужие», поэтому мальчики и девочки демонстрируют друг другу пренебрежение и даже враждебность. «Однополый круг дает ощущение принадлежности, единства, солидарности, утверждения в роли мужчины и женщины, освоение норм и стилей поведения» [7].
Эксперимент
В работе мы использовали методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервью.
1. Исследование межполушарной асимметрии мозга.
Цель: провести сравнительную оценку доминирующего полушария в группах девочек и мальчиков (определить преобладающий тип межполушарной асимметрии),
Оснащение: таблица «оценка ведущего полушария» (Приложение №3 ) секундомер, лист нелинованной бумаги.
Порядок работы: испытуемым предлагается последовательно выполнить задания, затем оценить каждое задание и определить ведущее полушарие. Обработка и результаты представлены в Приложении № 4. Результаты тестирования по методике «Оценка ведущего полушария» кадетов 10 «К» класса представлены в Приложение №5.
Результат: по двум исследованиям получилось, что доминирование правого или левого полушария у девочек и мальчиков распределилось следующим образом: в 11 «К» классе из 5 мальчиков два правополушарных (они учились в кадетских классах); из 9 мальчиков 10 «К» класса только один является левополушарником, все остальные правополушарные. Ученые утверждают, что в период полового созревания мальчики становятся еще более правополушарными. Например, они прямо на уроке могут играть в самолетики, машинки и т.п. (Кирилл М.) У мальчиков могут возникать проблемы с памятью и речью, даже если их не было, появляется косноязычие, которое они стесняются показать, особенно перед девочками. У девочек свои физиологические проблемы: притормаживается развитие речевого полушария, запас слов как бы сужается, они порой из-за этого и к доске стесняются выйти [4]. Мы это чувствуем по себе.
Другие статьи:
Руководитель: понятие, типы, функции
Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функц ...
Преодоление забывания как результат развития памяти
Преодоление забывания имеет большое практическое значение, так как большинство людей, обладающих нормальной, невыдающейся памятью, считают забывание все же негативным явлением, тормозящим эффективное обучение, противодействующее организац ...
Транзактный анализ
США. 1956 год. Расположенный в Сан-Франциско институт психоанализа отказывает в членстве в качестве психоаналитика 46-летнему психиатру Эрику Берну (1910-1970), пятнадцать лет проработавшему в данном направлении. Этот врач, вероятно приня ...