Исследование волевых свойств личности школьника

Материалы » Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников » Исследование волевых свойств личности школьника

Страница 5

Важнейшим условием формирования устойчивой организованности у детей является обучение доступным способам организованного поведения, таким, как овладение темпом поведения, умением сохранять правильную последовательность действий. В этих, случаях легче происходит перенос организованности из одной деятельности на другую, постепенная интеграция ее в свойство личности.[37]

Самостоятельность учащихся исследовалась в связи с анализом самостоятельной учебной работы (Д.Н. Богоявленский, М.Г.Виноградова, Н. А. Менчинская, М.Ф. Морозов, И.М. Подберезин и др.).

Итогом этих исследований явилось выяснение ряда вопросов, представляющих интерес для формирования воли учащихся.

Самостоятельность человека формируется с ранних лет в разных видах деятельности. В подростковом возрасте она проявляется уже как качество личности, особенно в самостоятельной учебной работе. В последней наиболее отчетливо сказываются благоприятные для школьников условия, создаваемые школой (длительные систематические упражнения - при педагогическом направлении).[39]

Самостоятельная работа является важным, но не единственным условием формирования самостоятельности как свойства личности. Человек может быть хорошим исполнителем тех или иных самостоятельных действий, но еще не обладать самостоятельностью как свойством личности. Самостоятельность, как и всякое свойство, представляет собой обобщенное отношение к действительности, имеющее в основе не отдельные ситуативные побуждения, связанные с той или иной конкретной деятельностью, а систему мотивов, характеризующих направленность личности (идеалы, убеждения, притязания).[32]

Самостоятельная работа, рассчитанная на оптимальные возможности личности, потому и является лучшим средством воспитания воли, что в ней больше, чем во всякой другой, элементов, требующих мобилизации волевых усилий. Она представляет собою серию связанных между собой волевых действий с четко обозначенной их структурой (В.И.Селиванов).

Людям известны десятки понятий, характеризующих положительные и отрицательные волевые качества личности, но в практике поведения человек сознательно использует немногие из них. Исследования показывают, что поведение детей в немалой степени зависит от того, насколько правильно понимают они нравственно-волевые качества (В.И. Селиванов, В.А. Крутецкий, Д.Г. Ребизов).[34]

Волевая активность школьника во многом зависит от временных психических состояний (Н.Д. Левитов, Ю.С Новикова, Ю.А. Аргентов). "Есть состояния, благоприятствующие проявлениям воли (состояния общей активности, готовности, мобилизованности и др.), состояния, тормозящие волю (фрустация, утомление, стресс).

Формирование устойчивых волевых качеств у детей начинается в условиях временных волевых состояний. Это обязывает воспитателей создать необходимые условия для появления состояний, благоприятствующих волевому процессу.[8]

Развитие воли учащихся неразрывно связано с формированием активных интересов. Между интересом и волей существует сложная взаимосвязь. Воля и интерес — не антагонисты, а содействующие друг другу явления. Максимальные волевые усилия дети проявляют при активном интересе к предмету и процессу деятельности.

Разнообразные волевые процессы, закономерно возникающие всюду, где требуется человеку сознательно преодолевать трудности, в совокупности составляют тот «строительный материал», из которого формируются волевые качества или свойства личности как своеобразные способы преодоления препятствий. Воля — это не что иное, как сложившаяся в процессе жизни совокупность волевых черт, позволяющая личности управлять своим поведением.[7]

Советскими психологами исследовались и другие важные вопросы психологии воли школьников, в частности типы детей по волевым проявлениям. Менее исследован сам процесс развития воли детей в школьном возрасте.[35]

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другие статьи:

Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта
Выявленные нами особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта говорят о необходимости целенаправленной работы учителя по формированию познавательной мотивации. Целью формирующего эксперимента явило ...

Илья Ильич Мечников
Илья Ильич Мечников (1845-1916) — российский биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии, иммунологии, создатель учения о фагоцитозе и теории иммунитета, созд ...

Понимающий гештальт — актуальная национальная задача
Гештальт представляет собой эгоцентризм, так, например, Ричард Бендлер для построения эффективных состояний использовал изменение субмодальностей. Перцепция просветляет стимул, здесь описывается централизующий процесс или создание нового ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru