Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников

Материалы » Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников

Прогрессивная психология и педагогика давно доказали, что волевые свойства являются одними из главных в структуре личности. Отечественная психолого-педагогическая наука считает, что воспитание воли и характера у детей было и остается актуальной задачей нашей школы.

Проблема воли школьника интересовала многих отечественных психологов старшего поколения (К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.Д.Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.). Позднее исследованием волевых процессов в школьном возрасте, в связи с другими проблемами, занимались такие психологи, как А.Г. Ковалев, И.В. Страхов, В.А. Крутецкий, Ш.Н. Чхартишвили, В.Н. Колбановский, Н.Ф. Добрынин, В.С. Филатов, А.Я. Арет и др.

Выяснены многие вопросы формирования воли учащихся в разных видах их деятельности, вопросы типологии детей в связи с их волевой активностью, вопросы психологии воспитания и самовоспитания воли школьников.

И, естественно, исследования в области воли школьника в нашей стране ведутся и в настоящее время. Психология призвана отвечать на конкретные запросы школы, а перед школой всегда стояла актуальная задача воспитания воли и характера учащихся.

Однако большая часть исследований волевой регуляции и волевых особенностей детей различного возраста, в том числе младших школьников, была выполнена без учёта гендерного аспекта этой проблемы. При этом в современной психологии подчеркивается важность гендерного подхода в изучении любых психических явлений. Изучением гендерных различий занимались такие психологи, как Г.Цукерман, Э. Маккоби, К. Жаклин, С. Кросс, Л. Мэдсон и многие другие. В рамках гендерного подхода получены важные факты, касающиеся телесных, интеллектуальных, личностных различий между мужчинами и женщинами. Применительно к младшему школьному возрасту показаны различия между мальчиками и девочками физического развития, математических способностей, эмоциональной сферы, мотивации, самооценки.

Однако проблема гендерных различий волевой регуляции, волевых качеств остаётся в психологии малоисследованной. В частности, отсутствуют данные о гендерных различиях воли в младшем школьном возрасте. Таким образом, актуальность нашего исследования

определяется необходимостью данных о гендерных особенностей воли детей младшего школьного возраста, имеющих значение для дифференцированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Это определило выбор темы нашего исследования, постановку целей и задач.

Другие статьи:

Психологическая помощь при переживании горя
Синдром утраты (иногда его принято называть «острое горе») – это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физич ...

Лурия Александр Романович (1902-1977)
Александр Романович Лурия родился 16 июля 1902 г. в Казани в семье врача. После окончания гимназии он поступил в Казанский университет на факультет общественных наук. После окончания университета в 1921 г. он занимался экспериментальной ...

Психология и история
Человек является органической частью и природы, и общества. Поэтому психология имеет тесные связи с многими науками: социальными, биологическими — со всеми, которые в той или иной степени касаются человека. Так же, как невозможно понять п ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru