Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников
Прогрессивная психология и педагогика давно доказали, что волевые свойства являются одними из главных в структуре личности. Отечественная психолого-педагогическая наука считает, что воспитание воли и характера у детей было и остается актуальной задачей нашей школы.
Проблема воли школьника интересовала многих отечественных психологов старшего поколения (К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.Д.Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.). Позднее исследованием волевых процессов в школьном возрасте, в связи с другими проблемами, занимались такие психологи, как А.Г. Ковалев, И.В. Страхов, В.А. Крутецкий, Ш.Н. Чхартишвили, В.Н. Колбановский, Н.Ф. Добрынин, В.С. Филатов, А.Я. Арет и др.
Выяснены многие вопросы формирования воли учащихся в разных видах их деятельности, вопросы типологии детей в связи с их волевой активностью, вопросы психологии воспитания и самовоспитания воли школьников.
И, естественно, исследования в области воли школьника в нашей стране ведутся и в настоящее время. Психология призвана отвечать на конкретные запросы школы, а перед школой всегда стояла актуальная задача воспитания воли и характера учащихся.
Однако большая часть исследований волевой регуляции и волевых особенностей детей различного возраста, в том числе младших школьников, была выполнена без учёта гендерного аспекта этой проблемы. При этом в современной психологии подчеркивается важность гендерного подхода в изучении любых психических явлений. Изучением гендерных различий занимались такие психологи, как Г.Цукерман, Э. Маккоби, К. Жаклин, С. Кросс, Л. Мэдсон и многие другие. В рамках гендерного подхода получены важные факты, касающиеся телесных, интеллектуальных, личностных различий между мужчинами и женщинами. Применительно к младшему школьному возрасту показаны различия между мальчиками и девочками физического развития, математических способностей, эмоциональной сферы, мотивации, самооценки.
Однако проблема гендерных различий волевой регуляции, волевых качеств остаётся в психологии малоисследованной. В частности, отсутствуют данные о гендерных различиях воли в младшем школьном возрасте. Таким образом, актуальность нашего исследования
определяется необходимостью данных о гендерных особенностей воли детей младшего школьного возраста, имеющих значение для дифференцированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Это определило выбор темы нашего исследования, постановку целей и задач.
- Психологические исследования волевых особенностей детей младшего школьного возраста
- Понятие о воли
- Компоненты волевой регуляции поведения
- Классификация волевых действий. Характеристика простых и сложных действий
- Исследование волевых свойств личности школьника
- Учебно-воспитательный процесс и развитие воли школьника
- Гендерные особенности психических процессов младших школьников
- Заключение
Другие статьи:
Музыкальное воспитание детей
Ни в одной области творческой деятельности природа не одарила человека так щедро талантами, как в музыке, что объясняется свойствами самой музыки, передающей самые глубинные эмоциональные состояния человека. Способность превращать ноты в ...
Биография Дейла Карнеги
Имя Карнеги у нас настолько популярно, что многие даже убеждены, будто всемирно известный фонд Карнеги им и основан, а знаменитый Карнеги-холл назван в его честь. На самом деле в этих названиях фигурирует фамилия совсем другого человека — ...
Работы А. Маслоу
«Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потреб ...