Компоненты волевой регуляции поведения

Материалы » Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников » Компоненты волевой регуляции поведения

Страница 1

Деятельность осуществляется системой действий. Действие – структурная единица деятельности. Различаются психические (перцептивные, умственные, мнемические) и внешние, практические действия. В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполнительскую и контрольную части. [30] Каждое действие совершается для достижения определенной цели. Цель – психический образ будущего результата действия или деятельности в целом. Цели деятельности определяют характер и последовательность действий, а конкретные условия действий – характер и последовательность операций. Операция – структурная единица действия. В сложной деятельности отдельные действия выполняют роль операций. Цель деятельности задает ее общее направление. Конкретные условия деятельности определяют способы реализации отдельных действий, выбор средств и орудий действия. [19]

Приступая к определенной деятельности, человек осуществляет предварительную ориентацию в условиях деятельности, обследует обстановку с целью выработки плана действий. При этом устанавливаются отношения между элементами ситуации, их значение, возможности их комбинации для достижения цели.

Система представлений индивида о цели, порядке ее достижения и необходимых для этого средствах называется ориентировочной основой действия. Эффективность деятельности человека зависит от содержания его ориентировочной основы. Успех деятельности обеспечивается лишь полной ориентировочной основой, которая специально формируется при обучении индивида. [8]

При реализации деятельности субъект вступает во взаимодействие с предметным миром происходит преобразование предметной ситуации, достигаются определенные промежуточные результаты, значимость которых подвергается эмоциональной и логической оценке. Каждая операция в структуре действия определяется условиями ситуации, а также навыками и умениями субъекта деятельности.

Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, основанный на совокупности имеющихся у него знаний и навыков. Умение реализуется как в привычных, так и в измененных условиях деятельности.

Навык – стереотипизированный способ совершения отдельных действий – операций, сформировавшийся в результате многократного повторения и отличающийся свернутостью (сокращенностью) его сознательного контроля. [1]

Различаются перцептивные, интеллектуальные, двигательные навыки и навыки поведения. Перцептивные навыки – одномоментное, стереотипизированное отражение опознавательных признаков хорошо знакомых предметов. Интеллектуальные навыки – стереотипизированные способы решения задач определенного класса. Двигательные навыки – стереотипизированное использование привычных орудий действий.

Навыки характеризуются различной степенью обобщенности – широтой или различных ситуаций, гибкостью, готовностью к быстрой реализации. Действие на уровне навыка отличается свернутостью (снятием) некоторых регуляционных его компонентов. Здесь потребности, мотивы, цели слиты воедино, а способы выполнения стереотипизированны. Так, навыку письма не требует обдумывания того, как его совершать. Благодаря тому, что многие действия закрепляются в качестве навыков и переходят в фонд автоматизированных актов, сознательная деятельность человека разгружается и может направляться на разрешение более сложных задач. [9]

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Классификация волевых действий. Характеристика простых и сложных действий
Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Главной функцией воли выступает усиление мотивации и совершенствования на этой основе со ...

Цвет и его влияние на наше состояние
Для художников, работающих в области живописи и декоративно-прикладного искусства, большое значение имеет знание психофизиологического воздействия цвета на человека, обусловленного законами его восприятия. Вопросами эмоционального воздей ...

Интерперсональные факторы
К ним относятся межличностные отношения, выстраиваемые или не выстраиваемые человеком с его ближайшим окружением (родственниками, друзьями, одноклассниками), а также и с другими людьми, не столь близкими человеку (сослуживцами, приятелями ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru