Сущность, основные задачи и методы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД

Материалы » Психолого-педагогическая подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности » Сущность, основные задачи и методы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД

Страница 1

Психологическая подготовка - проблема и психологическая, и педагогическая. Психологическая – потому что в процессе тренировки в единстве с теоретической, технической, тактической, физической и морально-политической подготовкой и на их основе формируется психическая готовность к работе в экстремальных ситуациях [6].

Педагогическим аспектом названной проблемы является изыскание путей и средств формирования в процессе обучения психической готовности к работе в ЧС. Педагогическими средствами можно направить течение психических процессов в нужном направлении, сформировать то или иное полезное психическое состояние [6].

Для специалистов БЖД необходимо знание психологии, а также таких отраслей ее, как психология труда и психология того, что входит в понятие "чрезвычайные ситуации". Это позволит специалисту правильно организовать свою работу, будет способствовать повышению и развитию его духовных и физических возможностей, что в свою очередь приведет к увеличению надежности и эффективности действий во время тренировок, выступлений на соревнованиях, в повседневной деятельности.

Основные задачи и функции, которые осуществляются в процессе психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД:

1) проведение психологического обследования для изучения индивидуальных психологических особенностей каждого специалиста;

2) организация и проведение мероприятий, направленных на развитие профессионально-важных качеств специалистов БЖД;

3) подготовка специалистов БЖД к осуществлению профессиональной деятельности в экстремальных условиях, в части, касающейся психологической подготовки;

4) обучение специалистов БЖД навыкам оказания экстренной психологической помощи в общей системе подготовки и обучения;

5) проведение периодических (мониторинговых) обследований специалистов БЖД для оценки развития профессионально-важных качеств;

6) разработка и проведение мероприятий по профилактике нежелательных последствий у специалистов БЖД, связанных с профессиональной деятельностью [6].

Основные методы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД.

Подготовка и воспитание специалистов БЖД высокого класса немыслимы без конкретного знания их личностных качеств, в том числе характера, способностей, темперамента и убеждений. Поэтому психолог в ходе психолого-педагогического общения изучает индивидуальные психологические особенности каждого специалиста. При этом используются такие методы, как наблюдение, беседа и эксперимент[18].

Метод наблюдения позволяет узнать психические качества личности в динамике реальной жизни.

Беседа является более активным методом. Из нее можно почерпнуть сведения об убеждениях человека, мотивах и целях его поступков, интересах, отношении к работе и т.д.

Но наиболее эффективным способом познания индивидуума является эксперимент, который проводится с помощью тестирования или специальных приборов. В процессе его, по мнению многих исследователей, наиболее объективно устанавливаются отдельные психофизиологические особенности личности.

Причинами снижения работоспособности человека могут быть болезненное состояние, утомление или переутомление, вызванные нарушением режима труда и отдыха, различными интоксикациями и психическими травмами.

Утомление - это физиологическая реакция организма на любую деятельность. Оно проявляется в снижении 'количества и качества выполняемой работы и в нарушении координации рабочих функций. Наиболее типичный признак утомления - понижение чувствительности различных анализаторов и функциональных систем (зрения, слуха, обоняния, рецепторов, воспринимающих тепло и холод, положение тела и конечностей). Отмечается снижение мышечной массы, скорости двигательных реакций, выносливости, умственной деятельности. Если регулярно нарушается режим труда и отдыха, то происходит суммация явлений утомления, и в результате развивается состояние переутомления [16].

Переутомление с физиологической точки зрения - это перенапряжение возбудительного и тормозного процессов в коре больших полушарий мозга. Поэтому оно может рассматриваться как патологическое состояние. Первые признаки переутомления - нарушение ночного сна, повышенное чувство усталости, не проходящее после обычного отдыха. Но с жалобами на это редко кто обращается к врачу. Обосновать заключение о переутомлении можно по внешним объективным признакам: неустойчивое настроение, некоторая вялость, снижение активности и интереса к делу. Наблюдаются ошибки в трудовой деятельности, главным образом в результате нарушения функций внимания, особенно вследствие затруднений в распределении и переключении его (появляется так называемая забывчивость). Нередко при объективном обследовании врач может выявить также тахикардию, тремор пальцев рук, изменение реакций при проведении функциональных проб, повышенную потливость. Столкнувшись с такими явлениями, он должен отстранить человека от работы, тренировок, рекомендовать снизить нагрузки, упорядочить режим отдыха и питания, провести необходимые восстановительные мероприятия [16].

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru