Признаки аддикции от азартных игр

Страница 1

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) выделяют ряд при­знаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся следующие:

1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, про­водимого в игре.

2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.

3. "Потеря контроля", выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.

4. Состояния психологического дискомфорта, раздраже­ния, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.

5. Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление к все более высокому риску.

6. Периодически возникают состояния напряжения, сопровождающиеся игровым "драйвом", все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.

7. Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну, что выражается в том, что лица, решившие раз и навсегда покончить с играми, при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми по игре, разговор на эту тему, участие в обычной, неазартной игре и др.), как правило, возобновляют участие в азартных играх.

Следует также подчеркнуть, что лица, участвующие в азартных играх, сравнительно часто злоупотребляют алкого­лем, а также прибегают к употреблению наркотических пре­паратов, т. е. включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Для них достаточно типичны также резкое нарушение межличностных отношений, семейные конфликты, разводы, безответственность, нарушение трудо­вой и производственной дисциплины, частая смена работы, совершение прямых нарушений закона.

Психологический анализ личностных особенностей жен­щин с преимущественно аддиктивным поведением (без вы­раженных антисоциальных проявлений), активно участ­вующих в азартных играх, позволил авторам установить некоторые общие закономерности, свойственные данной группе. В детском возрасте у них проявлялась выраженная экстравертированность (открытость, стремление к обще­нию, отсутствие чувства стеснения в непривычной обста­новке и при встрече с незнакомыми людьми, активный инте­рес к окружающему, непосредственность). У детей было развито воображение, имела место склонность к фантазиро­ванию на темы о своей необычности, превосходстве над другими, "избранности". Они очень рано начинали верить, что в жизни им должно повезти, должен выручить случай, который поможет выйти из любого положения, все изменит к лучшему.

Уже в детском возрасте проявилось отчетливое стремле­ние к участию в играх типа домино, лото, карты, в ряде случа­ев — "монополии", в которые они играли с другими детьми и иногда со взрослыми; зачастую игры затягивались на несколько часов. В дальнейшем к вышеупомянутым присоединялись игры, требующие достаточных интеллектуальных усилий (бо­лее сложные карточные игры, "мастермайнд" и др.).

В процессе обучения или после окончания учебных заве­дений у большинства из них наступало разочарование в вы­боре профессии, карьере. Они были недовольны и своей лич­ной жизнью, жаловались на скуку, отсутствие интереса к жизни. Семейная жизнь не складывалась, они или не выходи­ли замуж, или разводились, что было связано с несоответ­ствием избранников идеальному образу и отрицательным отношением ко всяким домашним занятиям: ведению хозяй­ства, приготовлению еды, стирке, уборке и т. д Участие в азартных играх начиналось в компании подруг, знакомых по учебе, которые имели подобные же проблемы. Преобладали игры в карты в вечернее время. Игра часто сопровождалась употреблением алкоголя в сравнительно небольших дозах (чтобы опьянение не достигло степени, мешающей участию в ней). Вначале играли "для интереса", "не на деньги", по­том — на небольшие суммы, в дальнейшем ставки могли становиться более высокими, однако не доходили до разме­ров, угрожающих материальному благополучию. Постепен­но этот стиль жизни становился привычным, вечерняя игра была интереснее просмотра фильма, театральной постанов­ки. Без игры возникало ощущение психологического вакуума, пустоты, чего-то не хватало. Трудно было заставить себя чем-нибудь заняться. Возникало раздражение, могло по­явиться стремление к алкоголю с целью "расслабиться". За­висимость от игры оказывалась настолько выраженной, что влияла на многие жизненно важные решения: например, ме­шала переезду в другой город в связи с ее страхом "потерять свою компанию", приводила к разрыву отношений с мужчи­нами, если они мешали участию в игре.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Особенности речевого развития дошкольников с ЗПР
Современный подход к рассмотрению вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется пониманием тесной связи процессов развития речевой и познавательной деятельности ребенка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза ...

Особенности взаимодействия с точки зрения психоанализа
В результате анализа научных источников по рассматриваемой проблеме, особое внимание необходимо уделить психоаналитической теории З.Фрейда. Именно она вызвала у меня особый интерес. Прежде всего необходимо сказать о том, что психоанализ ...

Основные психологические концепции к изучению развития зрительной образной памяти слабовидящих детей
Коррекционно-развивающая работа современного типа должна не только основываться на структуре и иерархии конкретного варианта психического развития, но и учитывать взаимодействие и взаимовлияние всех базовых составляющих, на основе чего со ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru