Заключение

Страница 1

Отечественная психолого-педагогическая наука считает, что воспитание воли и характера у детей было и остается актуальной задачей нашей школы. Психология призвана отвечать на конкретные запросы школы, а перед школой всегда стояла актуальная задача воспитания воли и характера учащихся.

Выяснены многие вопросы формирования воли учащихся в разных видах их деятельности, вопросы типологии детей в связи с их волевой активностью, вопросы психологии воспитания и самовоспитания воли школьников. Тем не менее, большая часть исследований волевой регуляции и волевых особенностей детей различного возраста, в том числе младших школьников, была выполнена без учёта гендерного аспекта этой проблемы. Именно это определило выбор темы нашего исследования.

Для исследования гендерных особенностей воли младших школьников нами был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого изучались волевые особенности младших школьников. Нами экспериментально исследовались такие волевые качества, как «силы воли» (Н.Н. Обозов) и терпеливость (Ильин-Фещенко).

На основании анализа данных эмпирического исследования были сделаны следующие выводы.

1. Большинство обследованных нами учащихся (80 %) составляют дети со средним уровнем развития «силы воли»; детей с высоким уровнем развития этого волевого качества заметно меньше (16 %). Крайне незначительно число и доля детей (4%) с низким уровнем развития силы воли. Результаты изучения другого волевого качества младших школьников – терпеливости – показывают, что большую часть (71%) составляют дети со средним уровнем развития терпеливости, намного меньше (17%) с низким уровнем развития терпеливости. Крайне незначительное число (12%) детей с высоким уровнем развития терпеливости. Таким образом, уровень развития волевых качеств обследованных нами детей соответствует возрастной норме развития воли у младших школьников.

2. Раздельное рассмотрение подгрупп мальчиков и девочек также показывает, что дети со средним уровнем развития «

силы воли» составляют большинство как среди мальчиков, так и среди девочек. Однако среди девочек заметное число составляют те, чей уровень является высоким (25%), в то время как доля мальчиков с высоким уровнем «силы воли» заметно меньше. По числу детей с низким уровнем развития «силы воли» также наблюдаются гендерные различия: доля мальчиков с низким уровнем составляет 8%. В то же время обращает на себя внимание, что девочек с низким уровнем развития «силы воли» среди обследованных нами учащихся 3-х классов не оказалось совсем.

3. Аналогичная картина наблюдается по такому волевому качеству, как терпеливость. Дети со средним уровнем развития терпеливости составляют большинство в обследованной группе, однако среди девочек их больше, чем среди мальчиков (75% и 64% соответственно). Доля мальчиков с низким уровнем развития терпеливости незначительна (33%), однако девочек с низким уровнем развития терпеливости среди наших испытуемых не оказалось. Напротив, в этой группе есть девочки с высоким уровнем развития терпеливости (25%), а мальчиков с высоким уровнем развития терпеливости не оказалось.

4. В целом можно сделать вывод, что между мальчиками и девочками младшего школьного возраста существуют заметные различия: по обоим волевым показателям, как по «силе воли», так и по терпеливости. В исследованной группе девочки опережают своих ровесников-мальчиков по развитию обоих волевых качеств – и по «силе воли», и по терпеливости.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Профессионально значимые психофизиалогические качества личности и их профессиональная обусловленность
Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует, социальную и психологическую зрелость подростка. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характе ...

Взаимосвязь ценностей как фактор адаптации сотрудника
Ценностные ориентации являются одним из базовых образований личности, которые задают направление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки своего и чужого поведения. Именно на основе системы персональных ценностей человек ст ...

Классификации психодиагностических методов по Й. Шванцаре; В.К. Гайде, В.П. Захарову; А.А. Бодалеву, В.В. Столину
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики. 1. Классификации методов по Й.Шванцаре. Й.Шванцара объединяет психодиагностические мет ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru