Исследование волевых свойств личности школьника

Материалы » Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников » Исследование волевых свойств личности школьника

Страница 4

Уверенность в себе, решительность, смелость имеют в своей основе правильную оценку своих сил и возможностей: недооценка, как и переоценка их, ведет к несоответствию поведения личности с требованиями деятельности, с нормами морали. В первом случае формируется неуверенность, нерешительность и трусость, во втором — самоуверенность, необдуманная решительность, лихачество[25].

Особенности проявления решительности и смелости связаны с разными типологическими особенностями нервной системы. У возбудимых и неуравновешенных наблюдается склонность к импульсивной решительности, к смелости с неоправданным риском, у тормозных — склонность к нерешительности и неуверенности в своих силах.[32]

Решительность (как и уверенность в себе, смелость) связана с влиянием успеха на уровень притязаний личности. Повторяющиеся успехи, поддерживаемые особенностями ситуации и педагогическим побуждением, способствуют повышению уровня притязаний личности, что в свою очередь стимулирует проявление решительности в преодолении новых трудностей. Напротив, неуспехи порождают состояние нерешительности и неуверенности. При завышенных требованиях возникает резко отрицательное отношение к деятельности, а нередко и скачки в уровне притязаний (от высокого к низкому или от низкого к высокому). Это обусловливается, прежде всего, слабым развитием воли в предшествующий период. По исследованиям Ф.И.Иващенко, неуверенность в себе и нерешительность в учебных занятиях вызваются такими главными причинами, как: 1) несоблюдение принципа постепенности в обучении; 2) предъявление к учащимся непосильных требований; 3) высказывание недоверия к силам учащихся; 4) запугивание и наказание детей за плохие оценки; 5) чрезмерное заласкивание детей. В условиях неуспеха чаще, чем в других случаях, происходит перенос отрицательного отношения с одних заданий на другие. Формирование уверенности в себе, решительности к смелости связано с соблюдением условий, важнейшими, среди которых являются: доверие к возможностям личности со стороны руководителей, поддержка коллектива, воспитание у личности правильной самооценки, укрепление решительности и смелости в ситуациях, где требуется преодоление страха и неуверенности (Т.И. Агафонов), постепенное нарастание этих трудностей и др.[34]

Организованность, как качество личности школьника, исследовали С. Г. Якобсон, Н. Ф. Прокина, В. А. Гольнева и др. В структуру организованности входит не только умение планировать, но и потребность в этом планировании, потребность самому создавать условия и средства, которые могут обеспечить поведение по своему плану, постоянный самоконтроль за поведением. Как умение, организованность включает в себя целую систему наиболее частных умений, которые могут быть подразделены на две главные группах: 1) умственные умения ориентировки и планирования своих действий и 2) умение овладевать своим поведением при выполнении плана (подавлять желания, мешающие исполнению необходимого, регулировать движения, бороться с отвлечениями и помехами и др.). В соответствии с. этим различают разные уровни развития организованности. Важным условием развития организованности является оптимальная разнообразная активность в течение всего дня (В.А. Гольнева). Вредна для развития детей не только перегрузка, формирующая нервозность, спешку, поверхностное отношение к делу и общую неорганизованность, но в одинаковой степени и недогрузка. В последнем случае, например во внеурочное время, наблюдается бесплановость, пустая трата времени на случайные занятия, упадок волевой активности, лень и другие отрицательные явления.[7]

Формирование организованности обусловлено возможностями возраста. У учащихся первых классов, например, удается сформировать организованное поведение лишь при постоянной поддержке со стороны взрослых.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Проблема внимания в трудах П.Я. Гальперина
Разработка вопроса внимания занимает особое место в творчестве П.Я. Гальперина. Статья Гальперина “К проблеме внимания” была впервые опубликована в 1958 году. В ней была высказана неортодоксальная гипотеза о том, что внимание представляет ...

Психологические теории аутизма
По «Справочнику по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста» под редакцией С.Ю. Циркина: Аутизм – «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний. В качестве психопатологиче ...

Основные подходы к изучению процесса адаптации
Прежде, чем говорить о психологических механизмах процесса социальной адаптации, необходимо уточнить содержание понятия "адаптация" в контексте данной работы. В литературе, посвященной этой проблеме, стало уже общим местом упоми ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru