Исследование волевых свойств личности школьника

Материалы » Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников » Исследование волевых свойств личности школьника

Страница 2

Как в прошлом, так и теперь большинство исследований было посвящено анализу волевых качеств (свойств) личности. Это объясняется, прежде всего, тем, что отечественная психология формировалась в структуре педагогической науки. Психология призвана была отвечать на конкретные запросы школы, а перед советской школой всегда стояла актуальная задача воспитания воли и характера учащихся.[14]

Не случайно, что именно психологам принадлежат книги для учителей, родителей и молодежи по этому вопросу (Б.Г. Ананьев, А.В.Веденов, К.Н. Корнилов, Н.Д. Левитов, Ю.А. Самарин, В.И.Селиванов, А.Г. Ковалев и др.)

Изучая целеустремленность личности, характеризующую направленность воли, отечественные психологи утверждали, что целеустремленность — продукт усвоения морали и нравственного опыта людей в процессе воспитания, что это ведущее волевое качество личности, определяющее характер и уровень всех других проявлений воли человека.

Психологические аспекты целеустремленности изучали С.Л.Рубинштейн, В.А. Крутецкий, И.С. Дукат, Л.Г. Гордон, М.Ф. Беляев и др. Было охарактеризовано различие между общей целеустремленностью личности как целью ее жизни, выраженной в идеале, и частным ее выражением как умением человека ставить и удерживать цели для отдельных действий и поступков (В. Селиванов).[34]

О.Д. Оганесян показала, что развитие целеустремленности происходит неодинаково в разных видах деятельности, зависит от опыта и индивидуальных особенностей. У многих учащихся-подростков целеустремленность ярко выражалась только на подготовительном этапе волевого действия и иссякала на последующих.

Инициативность изучали С. А. Петухов, М. С. Говоров, Л.С.Новикова и др. Результатом этого изучения явилось, прежде всего, разграничение таких родственных волевых качеств, как инициативность и самостоятельность. Инициатива как умение по собственному сознательному почину предпринимать действия не совпадает с самостоятельностью как умением без посторонней помощи выполнять действия. Анализируя инициативу подростков, М.С. Говоров установил, что самостоятельность всегда положительно влияет на процесс инициативного действия, способствуя его завершению, тогда как инициатива далеко не всегда, обеспечивает завершение посильного задуманного дела самостоятельно, без помощи других. Среди подростков выявились следующие группы: 1) инициативные и самостоятельные, 2) инициативные, но несамостоятельные и 3) самостоятельные, но малоинициативные. Мы к этому добавили бы четвертый тип малоинициативных и несамостоятельных, которые больше всех нуждаются в воспитании. Эти различия связаны с типологическими особенностями нервной системы.[35]

У детей обнаруживается инициатива, воспроизводящая и творческая (А.С. Петухов). В первом случае собственный почин не выходит за пределы опыта окружающих, является повторением тех инициативных действий, которые хорошо знакомы другим. Во втором случае имеет место оригинальный новаторский почин, хотя он может быть (в особенности у учащихся) и не новым в оценке достижений науки и техники.

Дифференциация инициативных учащихся по этому признаку выражается в том, что одни постоянно проявляют лишь воспроизводящую инициативу, другие — постоянно воспроизводящую и лишь эпизодически творческую, третьи постоянно проявляют как воспроизводящую, так и творческую инициативу.[19]

Мотивы инициативных действий у школьников весьма разнообразны — от импульсивного чувственного порыва до устойчивого убеждения, связанного с отдаленной жизненной перспективой;

Далеко не все мотивы укладываются в альтернативу — положительные и отрицательные. Некоторые из них (например, честолюбие) в одних условиях играют положительную роль, а в других перерастают в тщеславие, эгоизм (М. С. Говоров).

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru