Полоролевая идентичность, ее формирование
Второй этап связан с деятельностью З.Фрейда, позднее его последователей и охватывает период с 1920 – 1970-х гг. В своей работе «Женственность» Фрейд изобразил женщин завидующим мужской анатомии и заключил, что «феминными» чертами является пассивной, зависимостью и склонность к подчинению.
К третьему этапу относятся период с 70-80 х-гг (Сандра Бем и Джудит Спенс). Для объяснения различных вариаций гендерной идентичности они привлекли идею андрогености. Термин «андрогиния» вводится в качестве ярлыка для обозначения индивидуумом, чья оценка высока относительно как инструментальных, так и экспериментальных черт, которые определяются именно их методикой. В этом смысле авторы связывают значение андрогинии с определениями, даваемыми этому термину в словарях (например, в словаре Вебстера андрогинными называются лица, «имеющие характеристики или природу как мужчин, так и женщин»).
Четвертый этап характеризует разочарования после одушевления. [19, с. 97-102]
Как отмечалось выше, до начала 1990-х гг. гендерная проблематика как таковая в отечественной психологии не развивалась, исследования были сосредоточены главным образом в области психологии пола, психологии половых различий, психологии семьи и брака.
Одна из первых кто отметила, увеличение количества научных работ в которых представлены результаты эмпирического изучения психологических различий между людьми разного пола, была И.С. Клецина. Однако, по ее мнению, не следует рассматривать, эти работы как гендерно ориентированы даже в тех случаях, когда в познании присутствует слово «гендер». В настоящее время граница между психологией пола и гендерными исследованиями в психологии проведена: «теоретико-методологическим основанием психологии пола является биодетерминиская парадигма, а гендерные исследования в психологии базируются на социально – конструктивной парадигме». [18]
Методологические основы гендерных исследований в отечественной психологии находят адекватное основание – это и теоретико-экспериментальная психология учения Б.Г. Ананьева о человеке (изучения половых характеристик как индивидуальных свойств человека и их связь с особенностями его социального поведения) и культурно-историческая концепция Л.С. Выготского (зависимость развития личности от социально-культурных ситуаций).
Констатируя выше сказанное изучения, гендерной идентичности, следует отметить, что в конце 20 в. наряду с психологией половых различий сформировалась смежная наука, но не тождественная ей область психологической науки – гендерной психологии. Для психологии проводящих гендерные исследования, основной оказывается другая пара понятий – «маскулиность» и «феминость». Представители гендерного подхода склонны рассматривать психологические характеристики таким образам, как будто в ничтожно малой степени подвержены влиянию такой независимой переменной как «пол». Гораздо более значимой для раскрытия психологических механизмов познания и общения специалисты гендерной психологии, считают определение таких характеристик, как маскулиность- развитие мужских половых признаков, и фемининность – развитие женских половых признаков. [1. с.5-10]
Традиционная система дифференциации половых pолей и связанных с ними стереотипов маскулинности - феминности отличается следующими хаpактеpными чертами:
1) мужские и женские виды деятельности и личные качества различались очень резко и казались полярными;
2) эти различия освящались религией или ссылками на пpиpоду и представлялись ненарушимыми;
3) мужские и женские функции была не просто взаимодополнительными, но и иеpаpхическими - женщине отводилась зависимая, подчиненная pоль, так что даже идеальный образ женщины констpуиpовался с точки зрения мужских интересов.
Эти необратимые и в целом пpогpессивные социальные сдвиги вызывают перемены и в культурных стереотипах маскулинности-феминности, котоpые стали сегодня менее отчетливыми и полярными. Hекотоpая неопределенность pолевых ожиданий (женщина ждет от мужчины pыцаpского отношения в быту и в то же время не без успеха соперничает с ним на работе) вызывает у многих людей дискомфорт и тревогу. Одни говорят об опасности феминизации мужчин, другие - об угрозе маскулинизации женщин. Фактически же происходит лишь ломка традиционной системы половых pолей и соответствующих ей культурных стереотипов. [25]
Идеалы маскулинности и феминности сегодня, как никогда, пpотивоpечивы. Во-первых, традиционные черты в них переплетаются с современными. Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше учитывают многообразие индивидуальных вариаций. В-третьих, и это особенно важно, они отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения. Согласно идеалу «вечной женственности», буржуазной морали XIX в., женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой, но в то же время пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным и энергичным. Эти качества и сегодня высоко ценятся, составляя ядро мужского понимания женственности. Hо в женском самосознании появились также новые черты: чтобы быть с мужчиной на равных, женщина должна быть умной, энергичной, пpедпpиимчивой, т. е. обладать некоторыми свойствами, которые раньше составляли монополию мужчин (только в принципе). [3]
Другие статьи:
Предпринимательство как деятельность
В современной отечественной психологии предпринимательство, как правило, рассматривается с позиции традиционного деятельностного подхода. Примечательно, что и значительное число зарубежных работ находится в прямом соответствии с ним.
Люб ...
Методы работы учителя с гиперактивными детьми
Психологами разработаны три основных направления работы с гиперактивными детьми:
· развитие психических функций, отстающих у таких детей - внимания, двигательного контроля, контроля поведения;
· отработка конкретных навыков взаимодейств ...
Психологические особенности коллектива
Основа успеха любой современной коллективной деятельности – отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие определенных предпосыло ...