Полоролевая идентичность, ее формирование
Основы половых установок непосредственно формируется не биологическими инстинктами и непроизвольными нормами культуры, а организацией познавательной сферы ребенка в соответствии с его половой ролью. Представление ребенка о половых ролях не являются пассивными продуктами социального упражнения. Они возникают в результате активного отражения в сознании ребенка.
Согласно теории гендерных схем, разработанной С. Бем, усвоение и принятие установок, связанных с выполнением определенной гендерной роли, осуществляется в процессе первичной социализации. Предполагается, что половая дифференциация и типизация являются результатом гендерно - схематизированной переработки информации, связанной с понятиями «мужское» и «женское».
Ориентируясь на взрослых, ребенок научается выбирать из всех возможных определений «Я» только те, которые применимы к его полу. Воспринимая новую информацию, ребенок кодирует и организует ее в соответствии с заданными извне гендерными схемами, то есть доминирующими культурными представлениями о мужественности и женственности и ролях мужчины и женщины в обществе. Следовательно, поведение и самооценка ребенка определяются содержательным компонентом гендерной схемы.
Автор теории социальных ролей А. Игли утверждает, что многие гендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды, и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин. [42, с. 6-12]
Важную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые реализуются в процессе воспитания детей. Не следует забывать и об активности самого ребенка в освоении своей половой роли, идентифицируя себе с родителями определенного пола и подражая ему. Отмечают, что мальчики более склонны подражать поведению других, нежели девочки. Немаловажную роль, играет и эмоциональная, интимная связь между ребёнком и родителем.
Под половой идентичностью понимают переживание и осознание человеком своей половой принадлежности, физиологической, психологической и социальных особенностей своего пола; аспект личностной идентичности. Половая идентичность определяет освоение половой роли, влияет на все поведение и развитие личности. [5]
Половая идентификация – это стадиальный процесс. У разных авторов число стадий не одинаково. Я.К. Коломинский и М.Х. Мелтас, что полоролевая идентичность делится большинством авторов на две составляющие:
1. половая идентичность – понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящегося себя к тому или иному полу. (З. Старовия.)
2. собственно полоролевая идентичность – значение и усвоение ролей мужчин и женщин.
С. Томпсон выделяет в раннем развитии половой роли три этапа:
1) ребенок узнает, что существует два пола.
2) он включает себя в одну из этих категорий.
3) на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая новые формы поведения.
Три этапа выделяют и другие авторы, правда, их содержание расходится с этапами выделенными С.Томпсоном: ребенок сначала усваивает половую идентичность, затем убеждается в необратимости пола во времени, и наконец у него возникает понимание того, что пол является константной характеристикой человека. [7, с 103- 104]
Ш. Берн описывает четыре стадии установления половой идентичности:
1. Гендерную идентификацию.
2. Гендерную константность.
3.Дифференциальное подражание.
4.Гендерную саморегуляцию.
Исходя из этого, следует раскрыть понятия гендерная идентичность. В плане гендерной психологии словосочетание гендерная идентичность означает и отождествляет себя с определенным полом и отношением к себе как к представителю определенного пола и освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик. [8, c 124-131]
В связи с гендерной идентичностью у человека возникает и целостное представление о себе. С раннего возраста человек отождествляет, себя с определенным полом у него возникает субъективной «чувства пола» и развиваются определенные характеристики личности – маскулинности и феминости.
В представлениях о гендерной идентичности можно выделить четыре этапа (хотя этот термин появляется только в 1970-х гг. ранее существовали его аналогии: половая или полоролевая идентификация, отождествление себя с определенным полом и т.д.).
Рассмотрим в краткой форме данные этапы:
Первый дофрейдовский, этап относится к началу 20-х гг. В ранних исследованиях посвященных психологии женщин, отражалось наивное житейское представления о том, что женщина должна соответствовать некому идеалу (женственности).
Другие статьи:
Диагностика творческих способностей детей
В современных условиях особое значение приобретает создание психодиагностических методик, позволяющих выявлять и оценивать различные стороны психики ребенка. В самых разных видах творческой деятельности среди важных качеств называют такие ...
Ролевые и не ролевые игры
Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые. Это разделение имеет принципиальное значение, поскольку природа и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеют существенные отличи ...
Гендерные и возрастные основы агрессии
Термин «гендерный» находит все более широкое распространение и обозначает различные социальные аспекты межполовых отличий. Ученые, занимающиеся гендерными исследованиями, изучают особенности социальных ролей мужчин и женщин. Говоря об осо ...