Забывание как нормальный и патологический процесс
Произвольное и непроизвольное забывание – это только одна из возможностей классифицировать забывание. К основным признакам произвольного забывания относятся, прежде всего, наличие у субъекта мотивации забывания. Чтобы забыть, ему нужно захотеть перестать помнить. Как и всякая психическая деятельность, произвольное забывание требует осознанного подхода. Это выражается в регулярном усилии по забыванию тех или иных событий, информации или навыков, т.е. в необходимости проявлять собственную активность. Непроизвольное же забывание происходит как бы само собой. У личности создается ощущение, что информация просто «выпала из памяти». При этом личность не чувствует себя хозяином собственного психического процесса, скорее, наоборот, непроизвольное забывание начинает влиять на поведение субъекта. Возможно выделение таких видов как стирание следов из долговременной, кратковременной и оперативной памяти. У них, как было отмечено выше, различная природа и проявления. Стирание следов из долговременной памяти происходит благодаря изменению деятельности, а значит и личностных смыслов. Перестать заниматься каким-либо видом деятельности означает перестать «посылать запросы» в долговременную память. Та информация, которая уже потеряла актуальность в связи со сменой деятельности как бы откладывается на дальнюю полку в хранилище памяти. Впрочем, из долговременной памяти при больших или меньших усилиях информацию можно извлечь почти всегда. Долговременная память будет предоставлять сведения тому, кто деятелен. Долговременную память можно рассматривать как произвольную. В кратковременной памяти удержание информации происходит за счет постоянного повторения, поэтому, как только повторения прекращаются информация немедленно стирается либо передается в долговременное хранилища, правила извлечения из которого уже будут другими, чем в случае кратковременной памяти. Отечественные исследователи соотносят кратковременную память с действиями в структуре деятельности. Сенсорная память сохраняет материал десятые доли секунды, обеспечивая в структуре деятельности реализацию психофизиологического уровня. Например, работая на клавиатуре компьютера, человек запоминает «кончиками пальцев». Как только нужная клавиша нажата, информация немедленно стирается из памяти.
Тип забывания может определяться развитым типом памяти. П.П. Блонский[9] классифицировал память на эмоциональную, двигательную, слуховую, зрительную, память на вкусы, запахи и т.п. Закономерность здесь такова: информация, поступившая через неведущую систему быстрее забывается. Например, если у человек опирается, в основном, на зрительную память, то, скорее всего, информация, поступившая по слуховому каналу, по большей части будет утрачена.
Забывание проявляется в двух основных формах:
а) невозможность припомнить или узнать;
б) неверное припоминание или узнавание.
Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». «Принято выделять три таких уровня:
1) воспроизводящая память;
2) опознающая память;
3) облегчающая память».[10]
Например, если личность может точно повторить выученное стихотворение, то ее память работает на воспроизводящем уровне. Воспроизводящий уровень можно узнать по практически полному отсутствию забывания. Опознающая память проявляет себя в узнавании. Например, если студент не доучил материал к экзамену, а только ознакомился с ним, то перелистывая книгу он будет узнавать, у него возникнет ощущение, что нечто подобное он уже видел. Если же ученик не в состоянии самостоятельно ни вспомнить, ни узнать стихотворение, но при повторном заучивании ему потребуется меньше времени для полного воспроизведения, чем в первый раз, - это облегчающий уровень. При этом характер проявления забывания может быть различным. Забывание может проявляться в схематизации материала, отбрасывании отдельных, иногда существенных, его частей, сведении новых представлений к привычным старым представлениям. Все перечисленные виды и формы забывания – признаки нормальной человеческой памяти. Иными словами, забывают все и забыть можно все, что угодно.
С точки зрения функций, забывание можно рассматривать как:
1) защиту от перегрузки психики, а организма от перенапряжения;
2) один из механизмов организации деятельности;
3) облегчение построения новой деятельности, когда старые знания «уступают место» новым;
4) один из способов личностной саморегуляции, когда эмоционально неприятное событие забывается, вытесняется личностью;
Другие статьи:
Понятие общения, его уровни и виды
Общение – специфический вид взаимодействия двух или более людей. [«Психологический словарь» (1997)]. Общение, или, как часто определяют этот процесс, коммуникация — чрезвычайно широкое и емкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербал ...
Причины и специфика проявления агрессивного поведения у подростков
Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса - сначала в ...
Взгляды основателей некоторых психотерапевтических школ, имеющих успех в
разрешении проблем духовных кризисов
Данная глава рассказывает о взглядах основателей некоторых психотерапевтических школ, чьи методы с успехом практикуются в разрешении связанных с духовными кризисами проблем. Эти люди вошли в историю психотерапии. Их труды входят в её клас ...