Пути преодоления межгрупповых конфликтов

Материалы » Межгрупповое поведение » Пути преодоления межгрупповых конфликтов

Страница 1

Межгрупповой конфликт не всегда является дисфункциональным, по крайней мере для больших организаций, а иногда даже для отдельных групп и их членов. Также следует иметь в виду, что некоторые межгрупповые конфликты являются нормальными, даже неизбежными, поскольку группы всегда имеют конфликтующие цели и конкурируют за ограниченные ресурсы, достижение более высокого статуса и другие факторы успеха. Поэтому не всегда целесообразно пытаться погасить межгрупповой конфликт.

Одним из наиболее эффективных способов преодоления конфликта является нахождение обоснованных суперординарных целей, которые имеют отношение к обеим группам.

Иллюстрацией такого варианта решения межгрупповых проблем может служить пример, когда компания, имеющая плохие отношения со своим довольно сильным профсоюзом, оказывается перед угрозой финансового краха. Если профсоюз знает о положении дел в компании, он может изменить свое поведение, направленное на достижение определенных социальных целей (т. е. повышение заработной платы, сокращение рабочего дня), и перейти к сотрудничеству с администрацией с тем, чтобы компания могла выжить. Выживание компании является суперординарной целью, поскольку крах компании означает, что ни одна из групп не сумеет достичь своих целей.

Похожий способ преодоления конфликта сводится к поиску «общего врага» для обеих групп. Имеется множество примеров, когда прежние соперники объединялись против общего врага в бизнесе, в спорте и т. п. Часто применяемый подход заключается в том, чтобы высший руководитель компании выступил в качестве арбитра и вынес решение либо в пользу одной из групп, либо нашел компромиссное решение.

Еще один вариант решения проблемы - расширение взаимоотношений и коммуникаций между группами. В данном случае исходят из предположения, что если группы имеют больший диапазон взаимодействия и коммуникаций, они начинают лучше понимать и больше ценить друг друга, а вероятность упрощенных стереотипов поведения снижается. Такое предположение, возможно, оправдывает себя в определенных условиях, но не всегда. Например, когда две группы конкурируют за ограниченные ресурсы или когда их цели противоречивы, расширение сферы взаимоотношений вряд ли будет способствовать развитию положительных эмоций.

В некоторых компаниях используется практика сведения конфликтующих групп либо «за круглым столом», либо на «совместном заседании». Цель таких заседаний - дать группам возможность высказать свои разногласия и жалобы. Затем делается попытка преодолеть разногласия путем совместного обсуждения. Этот вид взаимного обмена, конечно, не гарантирует гармоничных взаимоотношений, но он вскрывает разногласия и потому часто способствует лучшему взаимопониманию, которое, в свою очередь, улучшает межгрупповые взаимоотношения.

Случаи межгрупповых взаимоотношений встречаются в подавляющем большинстве организаций. В качестве примера приведу ситуацию в абстрактном охранном предприятии «Булава», занимающимся охраной частных квартир, зданий, построек, а также сопровождением грузов при перевозке автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. В данной организации руководство в сфере подбора персонала пошло по пути, который подразумевает наём работников, отвечающих требованиям организации (опыт работы в силовых органах, возраст до 40 лет и прочее), но при этом не были учтены возможные проблемы внутри самого коллектива. В организации наметилось негласное разделение «по предыдущему месту работы» - часть людей являлись бывшими сотрудниками ВДВ, и часть – Омона. Таким образом, произошёл раскол в фирме, и появилось соперничество между двумя группами. Что с одной стороны является двигателем прогресса, так как в результате конкуренции всегда происходит движение вперёд. Но с другой стороны коллектив разделён на две группировки, что ограничивает движение информации между группами, ухудшает психологическую обстановку и прочее, прочее.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Динамика развития мотивации учебной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
Изучая вопросы мотивации учебной деятельности учеников с нарушением интеллекта, мы в первую очередь опирались на уже имеющиеся по этому вопросу данные литературы и с их учётом обобщали собранный нами материал. Попытаемся в общих чертах ра ...

Причины агрессивности
1. Как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей. 2. Как выученное поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу. Ребенок не становится агрессивным неожиданно. До о ...

Диагностика интеллекта - история и современность
В возрастной и педагогической психологии особое внимание уделялось проблемам развития мышления учащегося. Однако в психологическом инструментарии диагностика особенностей мышления уступает место более разработанной проблематике тестировани ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru