Забывание как нормальный и патологический процесс

Забывание как процесс памяти » Забывание как нормальный и патологический процесс

Страница 3

Более тяжелые формы временной амнезии могут привести к частичной потере памяти. В приведенных примерах память остается сохранной после окончания приступа, иногда память возвращается сама собой, но бывают случаи, когда эта потеря необратима. Т. Рибо приводит пример молодой женщины, которая в результате продолжительного обморока в процессе тяжелых родов потеряла всякое воспоминание о своей супружеской жизни. Она отказывалась признавать мужа и ребенка, и только доводы родителей убедили ее вернуться в семью, хотя утраченное воспоминание так и не вернулось. «Что касается психологического смысла этого явления, то здесь причиной амнезии можно считать как разрушение остатков впечатлений, так и невозможность воспроизведения их».[12]

К периодическим амнезиям относятся факты появления так называемого «двойного сознания». Т.Рибо описывается случай «двойной жизни» женщины, имевшей как бы два сознания. В «первом» состоянии это была серьезная и трудолюбивая личность, затем этот период сменялся глубоким сном, после которого больная просыпалась совершенно другой – веселой, шумной и кокетливой. Во «втором» состоянии она не помнила ничего о периоде, предшествующем сну. Чем старше становилась больная, тем быстрее начали сменяться периоды, в один из которых больная обладала полной памятью, а в другом – частичной, т.е. помнила только то, что относилось к ее «второму» состоянию. Таким образом, Т. Рибо констатировал у больных с периодическими амнезиями наличие двух памятей. Иногда частичная чередуется с полной, а иногда обе памяти исключают друг друга, и в каждом состоянии имеется своя особая память на слова, письменные знаки и движения.

Типичным примером прогрессирующей амнезии является корсаковский синдром, описанный выше. Клинические наблюдения позволяют сформулировать закон, согласно которому происходит потеря и восстановление памяти. Основные факты таковы:

1) раньше всего появляются расстройства в запоминании недавних событий;

2) затем начинается разрушение и той основы памяти, на которой строятся умственные процессы;

3) аффективные способности исчезают гораздо медленнее, чем умственные, т.е. память на чувства оказывается более устойчивой;

4) дольше всего сохраняются навыки и привычки.

«Таким образом, постепенное уничтожение памяти имеет свой логический ход, подчиняется закону. Память теряется постепенно, начиная с неустойчивого и кончая стойким. Сначала разрушение касается недавних воспоминаний, которые, как плохо запечатлевшиеся в нервных элементах, редко оживляющиеся, а потому слабо ассоциированные с другими состояниями памяти, имеют организацию, находящуюся на у самой низкой ступени развития. Заканчивается этот процесс памятью чувственною, инстинктивною, глубоко лежащею в организме, составляющею как бы часть его или даже весь организм, памятью, которая отличается самой высокой организацией»[13]. Первыми поражаются высшие функции, затем сфера эмоций и затем сфера навыков и привычек.

Причиной патологического забывания могут быть различные локальные поражения головного мозга. Поражение лобных долей, например, не приводит к потере памяти, однако затрудняет мнемическую деятельность вследствие патологической инертности возникающих стереотипов и трудностей переключения с одного звена запоминаемой системы на другие. Общемозговые нарушения психической деятельности обусловливают нестойкость и слабость следов памяти, что выражается в снижении объема запоминаемого материала и значительном влиянии малейшей интерференции конкурирующего материала на запоминание основного.

Основная ценность клинических наблюдений за различными видами расстройств памяти состоит в том, что они уже через короткое время позволяют делать выводы о функционировании памяти и формулировать психологические законы, основанные на биологических фактах.

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Влияние на коммуникативное развитие ребенка с задержкой психического развития микросоциальной среды
От общения в семье во многом зависит развитие коммуникативного, перцептивного и интерактивного компонентов общения. Положительный опыт взаимодействия с родителями способствует формированию адекватных коммуникативных навыков, нравственных ...

Я - Концепция
Я-концепция - система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью. Несмотря на усто ...

Особенности взаимодействия с точки зрения психоанализа
В результате анализа научных источников по рассматриваемой проблеме, особое внимание необходимо уделить психоаналитической теории З.Фрейда. Именно она вызвала у меня особый интерес. Прежде всего необходимо сказать о том, что психоанализ ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru