Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте

Материалы » Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте

В последние годы в зарубежной и отечественной психологии усилился интерес к проблеме формирования полоролевой идентичности. Проблема полоролевой идентификации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола, психологических половых различий и полоролевой дифференциации - одна из важнейших и актуальных проблем в психологии. Изучение широкого круга вопросов, связанных, с различными аспектами данной проблемы имеет, несомненно, не только теоретическое, но и огромное практическое значение: особенно в области воспитания подрастающего поколения.

В отечественной психологии опубликованы исследования, направленные на изучение формирования полоролевой идентичности на разных этапах онтогенеза, осуществляется анализ современных подходов к проблеме влияния полоролевых качеств личности на процессы адаптации и саморегуляции (Алешина Ю.В., Волович А.С., Визгина А.В., Дворянчиков Н.В, Ениколопов С.Н., Ильин Е.П. , Кон И.С., Пантилеев С.Р., Каган В.Е., Клецина И.С., Репина Т.А. и др.). В зарубежной психологии проблемой полоролевой идентичности в разные годы занимались Д. Батон, Э. Берн, Г. Зиммель, О. Вейнингер, У.Липпман, Ш.Берн и др.

Процесс полоролевой идентификации протекает в дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта: когнитивный – ребенок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления и содержании типичного ролевого поведения; эмоциональный – половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности; поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения. Возраст и половая принадлежность, важнейшие индивидуальные особенности человека.

Институт семьи является важнейшим, но не единственным источником формирования полоролевой идентичности. Информация о правильном полоролевом поведении передается через детскую литературу, телевидение, разговорный язык, взаимодействие со сверстниками и др. Универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. Сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга. В общении со сверстниками ребенок испытывает себя как представитель определенного пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентированном взрослыми общении, получая опыт на эмоциональном уровне.

В современном образовании до настоящего времени не созданы условия для реализации мальчиками и девочками полоролевого поведения в процессе их обучения и воспитания. Полоролевая идентификация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания и психолого-педагогического сопровождения.

Воспитание мальчиков и девочек в дошкольных образовательных учреждениях с учетом половой дифференциации недостаточно эффективно, так как в основном опирается на устаревшие гендерные стереотипы, не учитывает реалий современной жизни, игнорирует или упрощает их, не реализует направления развития вариативности полоролевого поведения, не формирует у детей навыков овладения мужскими и женскими ролями. Таким образом, все вышесказанное определило актуальность темы дипломной работы:

«Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте».

Другие статьи:

Страх и чувства
Рождение — «ключевая сцена» пробуждения в земном пространстве, в дальнейшем она в смягченной форме тысячекратно повторяется по утрам, когда мы открываем глаза. С другой стороны, мы тысячекратно возвращаемся в состояние нерожденности, в со ...

Периоды становления семьи. семейные кризисы
Кризисы семейной жизни являются одной из составляющих нормального развития семьи. Согласно научным взглядам, "кризис" означает момент разбалансировки системы, потери соответствия (равновесия) между проблемами личности и ресурсам ...

Интерперсональные факторы
К ним относятся межличностные отношения, выстраиваемые или не выстраиваемые человеком с его ближайшим окружением (родственниками, друзьями, одноклассниками), а также и с другими людьми, не столь близкими человеку (сослуживцами, приятелями ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru