Понятие общения, его уровни и виды

Страница 3

Выражения лица весьма выразительны, очень хорошо видимы для других, достаточно осознаваемы и контролируемы. При определенных обстоятельствах, когда человек хочет скрыть свои чувства, лицо его становится малоинформативным; в этом случае тело является главным источником информации для партнера. Многочисленными исследованиями, проведенными в последние десятилетия, показано, что практически все люди умеют хорошо читать позы и жесты, хотя далеко не всегда понимают, как они это делают. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляций. Несмотря на то, что нормальное количество жестов различно у разных народов и разных культур (больше на юге и меньше на севере), их количество и интенсивность растут вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности. Возрастает интенсивность жестикуляции и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-либо затруднено.

Однако общение — это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет своё содержание, которое связывает общающихся. Уже само слово “общение” говорит об общности, сопричастности общающихся. Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. [26,с.4].

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на выбранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни с чем сообщенным ему не разберется. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и персептивную (взаимовосприятие). [14,c233].

Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение Д.Б. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.[2,c.39]. Общение одновременно реализует коммуникативную (обмен информацией), персептивную (процесс восприятия друг друга в общении, установление взаимопонимания) и интерактивную (согласование действий, распределение функций, обязанностей) функции с использованием всей совокупности вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.

К средствам общения относятся: а) система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые при общении; б) интонация, эмоциональность и выразительность; в) мимика, поза, жесты, взгляд; г) расстояние между собеседниками зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия. Результатом общения является обмен опытом, положительное влияние на взаимоотношения, стимуляция деятельности ребенка.

Критерии общения: 1) внимание и интерес к другому человеку, взгляд в глаза, внимание к словам и действиям собеседника; 2) эмоциональное отношение к собеседнику; 3) инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе; 4) чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер; 5) изменение в процессе общения активности (настроения, слов, действий).[25,с144].

Общение можно рассматривать как способ объединения индивидов, а также как способ их развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Реализация музыкальных способностей в различных культурах
Историческая несомненность существования не единой и общей для всех наций и народов, классов и социальных групп культуры, а множества своеобразных культур с их субкультурами лишает какого бы то ни было научного значения положения о том, ч ...

Семейные отношения и их воспитательное значение
Мысли и интересы детей не ограничиваются теми рамками, какие мы воображаем, предполагая, что их мир - это детская и сверстники. Они интересуются взрослыми, ищут их общества, по-своему наблюдают их, предъявляют к ним свои требования и судя ...

Семейные факторы
При изучении этого аспекта основное внимание уделяется изучению взаимосвязи между эмоциональными расстройствами у взрослых и особенностями их родительской семьи. Исследования в этой области показывают, что многие из исследуемых пациентов ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru