Понятие общения, его уровни и виды

Страница 1

Общение – специфический вид взаимодействия двух или более людей. [«Психологический словарь» (1997)]. Общение, или, как часто определяют этот процесс, коммуникация — чрезвычайно широкое и емкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и прием информации, что наблюдается повсюду и всегда. «Есть даже предположение, что где-то в просторах Вселенной коммуникация соединяет друг с другом гигантские небесные тела, и метафора Лермонтова «И звезда с звездою говорит» обретает, таким образом, новый неожиданный смысл».[6,с.176], писал в своих работах Брудный А.А.

В психолого-педагогической литературе проблемы деятельности общения изучали А.В. Запорожец. А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.А. Репина. Значимость общения в совершенствовании и гуманизации педагогического процесса освещается в исследованиях Р.С. Бурре, Н.Д. Ватутина, А.В. Мудрик.

Общение – это взаимодействие двух или более людей, обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. При этом очень важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от общения. Общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная деятельность), удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению порой занимает ведущее место среди мотивов, побуждающих человека к совместной деятельности.[25,с.143]

Общение — понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы.

Решающая роль общения в психическом развитии ребенка доказывается глубоким и необратимым недоразвитием детей, выросших в изоляции от человеческого общества; явлениями госпитализма, наблюдающимися при дефиците общения детей со взрослыми. Дефицит общения в раннем возрасте отрицательно сказывается на последующей судьбе личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности.

Влияние общения на психическое развитие ребенка происходит следующим образом:

благодаря позитивным качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;

благодаря обогащению взрослыми опыта детей;

путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;

на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. Потребность общения ребенка со взрослыми возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях.

Критериями анализа становления потребности в общении являются:

внимание к партнеру;

эмоциональное отношение к его воздействиям;

стремление продемонстрировать себя;

чувствительность к отношению партнера.

Основные мотивы общения:

потребность впечатлений (познавательный мотив);

потребность в активной деятельности (деловой мотив);

потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Решающим фактором при этом служит поведение взрослого человека.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной, персептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в обмене не только знаниями, но и действиями. Персептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В реальной действительности каждая сторона не существует изолированно друг от друга. В процессе общения используются знаковые системы. Различают вербальные и невербальные средства общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Гендерная сегрегация в школе
Врозь или вместе учить мальчиков и девочек? Эта проблема на сегодня актуальна не только в Кадетской школе г. Сосногорска, но и бурно обсуждается на страницах газет, научных журналов, конференциях. Даже в тексте Российского интеллектуально ...

Классификация уровней решения конструктивных задач
Выделяют следующие уровни действий при решении конструктивных задач (Н.Н. Поддъяков, 1981; О.Н. Вялых, 1998): 0 уровень – отсутствие ориентировки в условиях задачи; 1 уровень – действия методом наложения элементов на расчлененный образе ...

Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности
Стиль — это индивидуальный способ использования социальных и психологических технологий в управлении. Стиль определяет структуру (набор и композицию) социальных и психологических технологий, которые присущи только конкретному человеку. Ф ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru