Понятие общения, его уровни и виды

Страница 1

Общение – специфический вид взаимодействия двух или более людей. [«Психологический словарь» (1997)]. Общение, или, как часто определяют этот процесс, коммуникация — чрезвычайно широкое и емкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и прием информации, что наблюдается повсюду и всегда. «Есть даже предположение, что где-то в просторах Вселенной коммуникация соединяет друг с другом гигантские небесные тела, и метафора Лермонтова «И звезда с звездою говорит» обретает, таким образом, новый неожиданный смысл».[6,с.176], писал в своих работах Брудный А.А.

В психолого-педагогической литературе проблемы деятельности общения изучали А.В. Запорожец. А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.А. Репина. Значимость общения в совершенствовании и гуманизации педагогического процесса освещается в исследованиях Р.С. Бурре, Н.Д. Ватутина, А.В. Мудрик.

Общение – это взаимодействие двух или более людей, обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. При этом очень важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от общения. Общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная деятельность), удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению порой занимает ведущее место среди мотивов, побуждающих человека к совместной деятельности.[25,с.143]

Общение — понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы.

Решающая роль общения в психическом развитии ребенка доказывается глубоким и необратимым недоразвитием детей, выросших в изоляции от человеческого общества; явлениями госпитализма, наблюдающимися при дефиците общения детей со взрослыми. Дефицит общения в раннем возрасте отрицательно сказывается на последующей судьбе личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности.

Влияние общения на психическое развитие ребенка происходит следующим образом:

благодаря позитивным качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;

благодаря обогащению взрослыми опыта детей;

путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;

на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. Потребность общения ребенка со взрослыми возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях.

Критериями анализа становления потребности в общении являются:

внимание к партнеру;

эмоциональное отношение к его воздействиям;

стремление продемонстрировать себя;

чувствительность к отношению партнера.

Основные мотивы общения:

потребность впечатлений (познавательный мотив);

потребность в активной деятельности (деловой мотив);

потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Решающим фактором при этом служит поведение взрослого человека.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной, персептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в обмене не только знаниями, но и действиями. Персептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В реальной действительности каждая сторона не существует изолированно друг от друга. В процессе общения используются знаковые системы. Различают вербальные и невербальные средства общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Основные эмоциональные процессы и управление ими
Прежде всего, необходимо разобраться в понятиях эмоций и чувств. Что же это такое? Если заглянуть в психологический словарь, то в нем эмоции трактуются следующим образом: Эмоции ( лат.- потрясаю, волную)- психическое отражение в форме ...

Понятие профессиональной деформации
Профессиональная деформация личности – это изменения качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые появляются под влиянием выполнения профессиональной роли1. О профессио ...

"Методологический стимул: методология и особенности"
После того как тема сформулирована, эгоцентризм просветляет гендерный контраст, здесь описывается централизующий процесс или создание нового центра личности. Чем больше люди узнают друг друга, тем больше воспитание просветляет позитивистс ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru