Рокич Мендель/Мильтон (1918- 1988)

американский психолог польского происхождения. Магистр Калифорнийского университета в Беркли (1941). Доктор Калифорнийского университет в Беркли (1947). Член Американской психологической ассоциации (АПА), член Американской ассоциации развития науки. Профессор социологии и психологии (1972-1988). Директор Отдела человеческих ценностей Социально-исследовательского центра Вашингтонского университета (1976-1988). Вице-президент Международного общества политической психологии (1981-1982). Получил награду «За выдающиеся исследования» Вашингтонского университета (1983), награду «Выдающемуся психологу» Вашингтонской психологической ассоциации (1983), награду памяти Курта Левина (1984). Почетный доктор Парижского университета (1984). Рокич утверждал, что догматизм не является специфической чертой какой-либо конкретной политической, религиозной или социальной группы, но присущ отдельным индивидуумам во всех группах, хотя и направлен на разные цели. Полагал, что догматизм, как и авторитаризм, связан с опытом ранней социализации. Предсказывал, что догматики вне зависимости от своих политических и религиозных убеждений будут восхвалять своих родителей и проявлять другие симптомы подавленного беспокойства и враждебности.

Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.

Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.

При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.

Применяется например в реабилитационной сфере для изучения особенностей ценностно-ориентационной сферы больных.

Другие статьи:

Подросток как личность и агрессия: черты характера, имеющие отношение к насилию
В последние годы появился ряд исследований, напрямую связывающих поведение современной молодёжи с изменениями, происходящими в ценностно-нормативной системе нашего общества. Так, например, Е.В. Харитонова, исследовавшая взаимосвязь между ...

Индивидуальные особенности памяти и ее развитие
Процессы памяти у людей протекают неодинаково. Сейчас принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую – различия типов памяти. Различия в проду ...

Основные теоретические классификации видов памяти
Разные авторы представляют разнообразные классификации видов памяти по следующим основаниям: 1) по времени закрепления и сохранения материала Р. Аткинсон, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Р. Шифрин выделяют: мгновенную (иконич ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru