Понятие общения, его уровни и виды
Структурная единица общения рассматривается авторами по-разному. Так, А.К. Маркова считает, что структурной единицей деятельности общения является действие построения высказывания. Но в такой единице учитывается только говорящий и не включается действие слушающего (слушающих) в общем процессе общения. Можно полагать, что это противоречие снимается, если структурной единицей общения как формы двустороннего взаимодействия является коммуникативный акт как минимальная, не разложимая далее единица. При этом « .речь идет не просто о действии, не просто о воздействии одного субъекта на другой, (хотя этот момент не исключается), а именно о взаимодействии».
Правда, активный двусторонний сопряженный характер этого взаимодействия часто является только декларируемым теоретическим постулатом коммуникативных теорий. Практически все схемы общения сводятся к схеме «говорящий (первый партнер) — слушающий (второй партнер)» (Г1 → С2), т.е. к схеме однонаправленного, одностороннего коммуникативного акта, который может рассматриваться только как часть двустороннего акта общения. Ели же представить общение действительно как процесс обмена мыслями, как систему «сопряженных актов», то его схема должна выглядеть как Г1 ↔ Г2, где взаимопонимание, являющееся функцией (Г1 → С2) и (Г2 ↔ С1), рассматривается в качестве условия общения. Это положение впервые было высказано М.М. Бахтиным, определившим диалог как реальную единицу речи. [6, с. 249].
Другие статьи:
Психолого-педагогические условия, влияющие на развитие психических
познавательных процессов младших школьников
Анализ литературы по проблеме развития психических познавательных процессов младших школьников позволяет выделить следующие условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов:
- учёт возрастных и индивидуальных особенност ...
Специфика брачного поведения тамбовской молодежи: опыт
социологического исследования
Объектом нашего исследования стали молодые мужчины и женщины в возрасте до 35 лет, не состоящие в браке (официальном или гражданском), жители Тамбова. Испытуемых отбирали методом случайной выборки. Общий объем выборки составил 150 человек ...
Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста
Анализ литературы [4;5;9;14;15;16;17;33;36;51;62;70;76;82;83 и др.] показывает, что манипулирование предметами, сопровождаемое эмоциональным оживлением и чувством удовольствия, можно считать игрой. Условия для игры-манипуляции создаются в ...