Особенности возникновения «синдрома сгорания» у специалистов, оказывающих социально-психологическую помощь клиентам пожилого возраста

Материалы » Особенности психологической поддержки социальных работников и практических психологов с "синдромом эмоционального сгорания" » Особенности возникновения «синдрома сгорания» у специалистов, оказывающих социально-психологическую помощь клиентам пожилого возраста

Страница 2

Эмоциональные переживания в старости вызывает также сам факт приближения конца жизни и осознание этого факта. Это могут быть совершенно противоположные эмоции: спокойное восприятие, нетерпеливое ожидание, игнорирование, агрессия, страх либо депрессивный пересмотр жизни.

Среди клиентов пожилого возраста часто встречаются лица, находящиеся в состоянии депрессии, возникновение которой сопряжено с воздействием психотравмирующих факторов, специфических или характерных именно для поздних возрастных периодов. Это могут быть такие факторы как: утрата лиц из ближайшего окружения, прежде всего супруга или супруги, одиночество, осознание бесполезности своего существования, ухудшение физического здоровья и т. д.

Ухудшения физического здоровья рассматривается как важнейший фактор стрессового воздействия, так как именно в этом возрастном периоде обнаруживается значительная отягощенность различными соматическими заболеваниями. Расстройство настроения при соматических заболеваниях обусловлено нередко реакцией на болезнь, а также страхом перед наступлением физической и психической несостоятельности и немощности. Для пожилых людей находящихся в состоянии депрессии характерны следующие проявления: устойчивое снижение фона настроения, снижение работоспособности, утрата аппетита, склонность, с одной стороны, к самоупрекам, а, с другой, к обвинению в своих бедах окружающих или неудачное стечение обстоятельств.

Также людям пожилого возраста свойственны такие формы поведения как – усиленные, резкие реакции, склонность к размышлениям, постепенный уход в себя, замкнутость, пониженное настроение, а также осторожность и склонность к критике окружения.

Все вышеперечисленные психологические особенности людей пожилого возраста значительно осложняют работу психологов и социальных работников. Ведь работа с пожилыми людьми предъявляет особые требования к специалистам, оказывающим помощь данной категории клиентов, так как она связана с сильным эмоциональным напряжением, большой самоотдачей, высокой степенью самообладания и контроля над своими эмоциями, требует безграничного терпения и личностных затрат.

Такие повышенные требования к работе с людьми пожилого возраста могут вызвать сильное эмоциональное истощение; хроническую усталость; разочарование в себе как в специалисте вследствие осознания своей некомпетентности и т.д. Именно данные признаки способствуют развитию «синдрома эмоционального сгорания» у специалистов, оказывающих помощь пожилым людям.

Также у социальных работников и психологов, работающих с клиентами пожилого возраста, могут проявляться следующие признаки «синдрома эмоционального сгорания»:

Эмоциональное истощение.

Психолог или социальный работник слишком сильно вовлекается в деятельность, перегружая себя и, в конце концов, становится не в состоянии удовлетворять все эмоциональные требования, предъявляемые клиентами пожилого возраста. Бывает, что ему негде пополнить запас собственной адаптационной энергии. И он начинает чувствовать себя не способным помогать другим. Часто психолог или социальный работник, оказывающий помощь клиентам пожилого возраста пытается не вовлекаться во взаимодействие с клиентами или вовлечься в эмоциональные отношения настолько, насколько это требуется, чтобы выполнить работу. Соблюдение дистанции помогает сохранить эмоциональное равновесие профессионала и уберечься от излишних напряжений. Но незаметно наступает безразличие к потребностям других людей, презрение к их чувствам, что указывает на развитие второго симптома – деперсонализации.

Деперсонализация.

Специалист, работающий с пожилыми клиентами, перестает воспринимать клиентов как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляется по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы клиентов. Подобное отношение к клиентам проявляется до тех пор, пока не обратится на самого себя. Оказывающий помощь начинает страдать от чувства вины. Наступает третий симптом – сокращенная профессиональная реализация.

Сокращенная профессиональная реализация.

У специалиста возникает ощущение, что он плохо работает, снижается самоуважение, может наступить депрессия. Некоторые в этой ситуации начинают искать помощь, считая, что причина – нерешенные личные проблемы. Другие склонны менять работу.

Не всегда в качестве виновника, социальный работник или психолог, работающий с клиентом пожилого возраста, видит только себя. Вина может приписываться клиенту. После выявления виновника, специалист получает обоснование своего плохого поведения. Такая реакция носит название “обвинение жертвы”. Она возникает, когда истинные причины проблем клиента трудно установить.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Отношения людей при общении
Отношения между людьми в процессе общения, взаимодействия могут быть различны: Я и Другой _ - ».Мы, если многое связывает "—"•» Я, ОН — если связей мало Я и Другой-------- ■» СВОИ — если улучшаем друг МЫ СВОИ, ОН СВОЙ, ...

Влияние пола на успешность профессиональной деятельности
Женщины чаще, чем мужчины, пассивны в планировании деловой карьеры, больше живут сегодняшним днем и меньше заглядывают в завтрашний. По данным В. Г. Горчаковой, лишь 20 % женщин в нашей стране имеют устойчивую тенденцию к профессиональной ...

Предмет, задачи и методы гендерной психологии
По моему мнению, наиболее точно к пониманию предмета гендерной психологии и ее разделов подошла И. С. Кпецина. Этот автор занимает особое место в отечественной гендерной психологии — прежде всего как ее внимательный историк. Предметом ге ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pclever.ru