Особенности психологической поддержки социальных работников и практических психологов с "синдромом эмоционального сгорания"

Материалы » Особенности психологической поддержки социальных работников и практических психологов с "синдромом эмоционального сгорания"

Социальные работники и психологи работают в беспокойной обстановке, требующей устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость. Стресс вызывается множеством требований (стрессорами), которые непрерывно суммируются в различных сферах жизнедеятельности. Чувство контроля над тем, что происходит, может иметь решающее значение. Если социальный работник или психолог учится реагировать адаптивным способом, он более успешно и эффективно действует и повышает свою функциональную активность и уверенность, тогда как дезадаптивные реакции могут привести его по нисходящей спирали к «сгоранию». Когда требования (внутренние и внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у социального работника или психолога нарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неизбежно ведет к «эмоциональному сгоранию». «Сгорание» - не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса.

История изучения синдрома “эмоционального сгорания” довольно коротка. Термин введён американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом в 1974 году. Он определил его как некое расстройство неизвестной природы, возникающее у профессионалов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках (Freudenberg H., 1974). Эта публикация послужила началом настоящего “бума” по изучению синдрома “эмоционального сгорания”, и к 1982 году появилось уже более 1000 статей на эту тему.

Э. Пайнс определяет широкий круг профессионалов, испытывающих синдром “эмоционального сгорания”. Она относит сюда психологов, консультантов, психиатров, социальных работников, полицейских, тюремный персонал, учителей, медицинских работников, юристов и политиков (Pines A., 1982).

Кристина Маслач в 1981 году описала три аспекта в симптоматике синдрома (Maslach C., Jackson S. E., 1981):

Чувство эмоционального истощения. По мере исчерпания эмоциональных ресурсов профессионалы чувствуют, что не могут больше отдавать себя клиентам так, как они делали это раньше.

2. Тенденция развивать отрицательное отношение к клиентам. Этот аспект синдрома “эмоционального сгорания” К. Маслач называет “дегуманизацией” или “деперсонализацией”.

3. Развитие негативного отношения к себе и своей работе. К. Маслач называет этот аспект синдрома “потерей ощущения личных достижений” (Maslach C., Jackson S. E., 1981).

Е. Махер в 1983 году обобщила перечень симптомов синдрома “эмоционального сгорания”: психосоматические недомогания; бессонница; негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудость репертуара рабочих действий; злоупотребление химическими агентами; отсутствие аппетита или переедание; негативная “я-концепция”; агрессивные чувства (раздражительность, напряжённость, тревожность, беспокойство, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадёжности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности; переживание чувства вины.

Феномен стал общепризнанным, возник вопрос о факторах способствующих или тормозящих его. В исследовании австралийских ученых П. Маркка и Дж. Молли выявлено, что “феномен сгорания" не связан ни с социальными характеристиками, ни с биографическими, а определяется психологическими характеристиками.

На появление “феномена сгорания” оказывают влияние такие особенности личности как “низкий уровень самоуважения, регрессивный тип совладания, низкий уровень социальной поддержки”. Таким образом, синдром “эмоционального сгорания” можно определить как “нарушения в эмоциональном состоянии профессионалов, работающих в условиях тесного и интенсивного взаимодействия с другими людьми в эмоционально напряжённой атмосфере” (Kuunarpuu H., 1984.)

Факторы, способствующие возникновению и развитию синдрома “эмоционального сгорания” можно разделить на три группы (Форманюк Т.В., 1994):

Личностные факторы. Возраст, пол, семейное положение, образование, стаж работы не оказывают значимого влияния на развитие синдрома; важны такие характеристики, как авторитаризм, низкий уровень эмпатии, ригидность, низкая мотивация работы, поведение в стрессе по типу “А”, трудоголизм.

Ролевые факторы. Значимость этого фактора подчёркивается в исследованиях К. Кондо, Г. Кюйнарпуу. Под ролевым конфликтом понимаются нечёткие служебные обязанности, непостоянные ожидания, противоречивые требования и общая атмосфера неуверенности. К. Кондо относит на счёт этого фактора те профессиональные ситуации, в которых совместные действия в большей мере не согласованы, когда нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, в то время как продукт труда зависит от слаженности действий (K. Kondo, 1991).

Организационные факторы. Т.В. Форманюк отмечает, что “сгорание” может быть связано с тем, что работа является многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание или с тем, что характер руководства не соответствует содержанию работы.

В нашей стране синдром “эмоционального сгорания” изучался очень мало. Можно назвать работы Аминова Н.А., Форманюк Т.В., Барабановой М.В. Также не достаточно разработан инструментарий, позволяющий изучать актуальные направления психологической поддержки психосоциальных работников с синдромом “сгорания”. Поэтому мы выдвинули следующую цель данной работы

: выявить основные направления психологической поддержки социальных работников и практических психологов с «синдромом эмоционального сгорания».

Реализация цели исследования связана с постановкой и решением следующих задач:

1.) проанализировать, описанные в психологических исследованиях и исследованиях по социальной работе, признаки «синдрома сгорания», а именно: изучить основные характеристики, причины возникновения и особенности проявления и влияния «синдрома эмоционального сгорания» на профессиональную деятельность социальных работников и практических психологов;

2.) исследовать практических психологов и социальных работников на наличие «синдрома сгорания»;

3.) определить наиболее часто встречающиеся признаки проявления «синдрома сгорания» у социальных работников и практических психологов;

4.) выявить основные направления психологической поддержки социальных работников и практических психологов с «синдромом сгорания».

В соответствии с поставленными задачами был выбран объект

исследования

, которым являются социальные работники Центра социального обслуживания населения «Забота» г. Щёлково и пос. Фряново, практические психологи Центра психологической помощи населению г. Щёлково и г. Москвы.

Предмет исследования:

особенности проявления «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и практических психологов и их психологическая поддержка.

Гипотезы исследования следующие:

1.) В связи с большой эмоциональной нагрузкой, ответственностью, «размытыми» критериями успеха профессии среди практических психологов и социальных работников часто встречаются лица с «синдромом сгорания»;

2.) «Синдром эмоционального сгорания» у социальных работников и практических психологов проявляется в состояниях тревожности и депрессии.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Первая глава данной работы посвящена изучению феномена «синдрома эмоционального сгорания» и его характерных особенностей в профессиональной деятельности социальных работников и практических психологов. А именно, в первой главе мы рассмотрели особенности проявления «синдрома сгорания» у специалистов, занятых в социальной сфере; причины, способствующие развитию «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и практических психологов и особенности возникновения «синдрома сгорания» у специалистов, оказывающих социально-психологическую помощь клиентам пожилого возраста.

Вторая глава данной дипломной работы посвящена исследованию феномена «синдрома эмоционального сгорания» и его характерных особенностей в практической деятельности социальных работников и психологов.

Другие статьи:

Определение термина самооценка
Понятие "самооценка" в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Результаты изучения этой проблемы представлены в трудах таких авторов, как Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонть ...

Отношения людей при общении
Отношения между людьми в процессе общения, взаимодействия могут быть различны: Я и Другой _ - ».Мы, если многое связывает "—"•» Я, ОН — если связей мало Я и Другой-------- ■» СВОИ — если улучшаем друг МЫ СВОИ, ОН СВОЙ, ...

Теплов Борис Михайлович (1896-1965)
Борис Михайлович Теплов родился 20 октября 1896 г. в Туле, где и провел детские и юношеские годы. В 1914 г. он поступил на философское отделение филолого-исторического факультета Московского университета, но учеба была прервана службой в ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru