Причины, способствующие развитию «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и практических психологов

Материалы » Особенности психологической поддержки социальных работников и практических психологов с "синдромом эмоционального сгорания" » Причины, способствующие развитию «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и практических психологов

Страница 1

Изучение психологического аспекта деятельности специалистов, занятых в социальной сфере, позволяет определить наиболее существенные причины, провоцирующие эмоциональное сгорание.

Во время своей профессиональной деятельности психологи и социальные работники могут находиться далеко не в комфортных условиях. Это касается не только физиологических факторов, связанных с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой аппарат и голосовой и т. д. Прежде всего речь идёт о психологических и организационных трудностях, связанных с данным видом профессиональной деятельности, а именно: экстренный характер работы, необходимость всё время «быть в форме», невозможность выбора клиента, невозможность эмоциональной разгрузки и другие.

Также важным аспектом профессиональной деятельности специалиста, занятого в социальной сфере, является общение с людьми, переживающими психологический кризис, когда диапазон негативных эмоций крайне разнообразен, а интенсивность их максимально выражена. Особенно профессионально трудные случаи, источник стресса для психосоциального работника - это обращения клиентов по поводу утраты значимого другого и суицидальные обращения.

Клиент, испытывая страдание и чувство горя, стремится разделить свои эмоции с социальным работником или психологом, и тем самым перестает чувствовать себя наедине со своими проблемами. Специалист, оказывается в этом случае объектом, которому предназначаются эти негативные чувства. Он эмоционально присоединяется к ним, разделяет их с клиентом, создает атмосферу сочувствия, принятия, т.е. работает в режиме эмпатии. Психолог или социальный работник на некоторое время как бы идентифицируется с клиентом и таким образом проясняет для себя, понимает нюансы его эмоционального переживания. В эти моменты особо эмпатичные специалисты способны испытать телесные ощущения в виде боли, тяжести, спазмов, напряжения, которые сопровождают сильное психологическое переживание клиента.

Очевидно, что обсуждение потери инициирует переживание смерти и собственных утрат профессионала, а при работе с суицидальным клиентом специалисту осознанно приходится принимать на себя роль спасателя.

Асимметрия ответственности, а именно переживание повышенного чувства ответственности за суицидента, не прекращается по окончании беседы с клиентом с суицидальным риском, а продолжается иногда от нескольких часов до нескольких дней в виде чувства незавершенности.

Таковы лишь некоторые психологические составляющие проблемы эмоционального сгорания. Однако имеется еще ряд факторов, способствующих развитию этого синдрома у специалиста, занятого в социальной сфере:

- монотонность работы, особенно если её смысл кажется сомнительным;

- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

- строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках её исполнения;

- работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям психолога или социального работника помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

- напряжённость и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

- нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

- работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

- неразрешённые личностные конфликты специалиста, занятого в социальной сфере.

Таким образом, проанализировав основные причины, способствующие развитию «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и психологов, мы пришли к выводу, что наиболее существенными из них являются психологические и организационные трудности, связанные с данными видами профессиональной деятельности.

Данное утверждение мы основываем на том, что столкновение с ситуациями тяжёлых потерь, горя, смерти; необходимость справляться с грузом чужых проблем; игнорирование собственных эмоциональных реакций, а в некоторых ситуациях подмена настоящих чувств на кажущиеся приемлемыми в данный момент; большое количество обращений за смену, встреча с каждым как «с единственной и неповторимой личностью» грозит психологам и социальным работникам опасностью «утонуть» во впечатлениях, потерять себя. Большое количество разнообразных ситуаций, с которыми приходится иметь дело психосоциальному работнику, часто приводит к осознаванию своей некомпетентности, страху предстать перед клиентом бессильным, неспособным оказать необходимую помощь. Также монотонность работы; конфликты с коллегами; высокие профессиональные требования к психологам и социальным работникам; большая ответственность за других людей; плохая организация и жёсткая регламентация труда; недостаточная мотивация; несформированность необходимых установок к труду; неопределённые критерии успеха профессиональной деятельности и т. д. – способствуют развитию «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и психологов.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Частота генов и генотипов
Важнейшая особенность единого генофонда – его внутренняя неоднородность. Генофонд (совокупность генов данной популяции, группы особей или вида) популяции может быть описан либо частотами генов, либо частотами генотипов. Ген – это наследс ...

Преодоление забывания как результат развития памяти
Преодоление забывания имеет большое практическое значение, так как большинство людей, обладающих нормальной, невыдающейся памятью, считают забывание все же негативным явлением, тормозящим эффективное обучение, противодействующее организац ...

Деловые переговоры, беседы. Методы и техника ведения деловой беседы
Деловое общение обусловлено социальными процессами, но, прежде всего взаимодействием свободных и творчески активных индивидуальных деятелей. Переговоры — это особый вид совместной деятельности двух или нескольких лиц, не связанных отноше ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru