Причины, способствующие развитию «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и практических психологов

Материалы » Особенности психологической поддержки социальных работников и практических психологов с "синдромом эмоционального сгорания" » Причины, способствующие развитию «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и практических психологов

Страница 1

Изучение психологического аспекта деятельности специалистов, занятых в социальной сфере, позволяет определить наиболее существенные причины, провоцирующие эмоциональное сгорание.

Во время своей профессиональной деятельности психологи и социальные работники могут находиться далеко не в комфортных условиях. Это касается не только физиологических факторов, связанных с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой аппарат и голосовой и т. д. Прежде всего речь идёт о психологических и организационных трудностях, связанных с данным видом профессиональной деятельности, а именно: экстренный характер работы, необходимость всё время «быть в форме», невозможность выбора клиента, невозможность эмоциональной разгрузки и другие.

Также важным аспектом профессиональной деятельности специалиста, занятого в социальной сфере, является общение с людьми, переживающими психологический кризис, когда диапазон негативных эмоций крайне разнообразен, а интенсивность их максимально выражена. Особенно профессионально трудные случаи, источник стресса для психосоциального работника - это обращения клиентов по поводу утраты значимого другого и суицидальные обращения.

Клиент, испытывая страдание и чувство горя, стремится разделить свои эмоции с социальным работником или психологом, и тем самым перестает чувствовать себя наедине со своими проблемами. Специалист, оказывается в этом случае объектом, которому предназначаются эти негативные чувства. Он эмоционально присоединяется к ним, разделяет их с клиентом, создает атмосферу сочувствия, принятия, т.е. работает в режиме эмпатии. Психолог или социальный работник на некоторое время как бы идентифицируется с клиентом и таким образом проясняет для себя, понимает нюансы его эмоционального переживания. В эти моменты особо эмпатичные специалисты способны испытать телесные ощущения в виде боли, тяжести, спазмов, напряжения, которые сопровождают сильное психологическое переживание клиента.

Очевидно, что обсуждение потери инициирует переживание смерти и собственных утрат профессионала, а при работе с суицидальным клиентом специалисту осознанно приходится принимать на себя роль спасателя.

Асимметрия ответственности, а именно переживание повышенного чувства ответственности за суицидента, не прекращается по окончании беседы с клиентом с суицидальным риском, а продолжается иногда от нескольких часов до нескольких дней в виде чувства незавершенности.

Таковы лишь некоторые психологические составляющие проблемы эмоционального сгорания. Однако имеется еще ряд факторов, способствующих развитию этого синдрома у специалиста, занятого в социальной сфере:

- монотонность работы, особенно если её смысл кажется сомнительным;

- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

- строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках её исполнения;

- работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям психолога или социального работника помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

- напряжённость и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

- нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

- работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

- неразрешённые личностные конфликты специалиста, занятого в социальной сфере.

Таким образом, проанализировав основные причины, способствующие развитию «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и психологов, мы пришли к выводу, что наиболее существенными из них являются психологические и организационные трудности, связанные с данными видами профессиональной деятельности.

Данное утверждение мы основываем на том, что столкновение с ситуациями тяжёлых потерь, горя, смерти; необходимость справляться с грузом чужых проблем; игнорирование собственных эмоциональных реакций, а в некоторых ситуациях подмена настоящих чувств на кажущиеся приемлемыми в данный момент; большое количество обращений за смену, встреча с каждым как «с единственной и неповторимой личностью» грозит психологам и социальным работникам опасностью «утонуть» во впечатлениях, потерять себя. Большое количество разнообразных ситуаций, с которыми приходится иметь дело психосоциальному работнику, часто приводит к осознаванию своей некомпетентности, страху предстать перед клиентом бессильным, неспособным оказать необходимую помощь. Также монотонность работы; конфликты с коллегами; высокие профессиональные требования к психологам и социальным работникам; большая ответственность за других людей; плохая организация и жёсткая регламентация труда; недостаточная мотивация; несформированность необходимых установок к труду; неопределённые критерии успеха профессиональной деятельности и т. д. – способствуют развитию «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и психологов.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Социально-философский анализ роли семьи
Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития о ...

Роль отца в воспитании подрастающего поколения
Отцовская любовь – это обусловленная любовь. Отец это тот, кто учит ребенка тому, как узнать дорогу в большой мир, кроме того, отец обладает и социально – экономической функцией: передача собственности лучшему, заслуживающему отцовскую лю ...

Фактор дополнительного образования
В последнее время в мире все большее значение уделяется инновационному образованию. Инновационный – значит основанный на последних достижениях в различных областях. Разработка инноваций происходит на всех ступенях образовательного процесс ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru