Основные факторы и показатели, способствующие формированию психологического климата

Материалы » Корпоративная культура ученического коллектива » Основные факторы и показатели, способствующие формированию психологического климата

Страница 1

Внешнегрупповые факторы

психологического климата представляют собой условия, отражающие влияние общества на деятельность коллектива, а именно: форма собственности, в режиме которой работает коллектив; экономико-правовая база развития коллектива; социальные нормы (ролевые предписания) и правила. В своем развитом виде эти правила образуют, Устав образовательного учреждения как свод взаимосвязанных правил труда, поведения и производственных отношений, действующий наряду с правилами внутреннего распорядка.

Внутригрупповые факторы

: частота взаимодействия членов коллектива, корпоративный характер их взаимодействия, групповые нормы поведения, стиль руководства, фрустрация и угроза течению группового процесса (как следствие межгрупповых отношений), статусные и поведенческие характеристики членов группы, успех в выполнении группового задания.

Основные личностные факторы социально-психологического климата:

Уровень усвоения (интернализация) членами группы социальных и групповых норм поведения; характер мотивации отдельного члена группы, имеющий особое значение в регулировании, как эффективности совместной деятельности, так и совместимости; индивидуально-психологические особенности членов коллектива (пол, потребности и интересы, ценностные ориентации). В качестве частных эмпирических характеристик психологического климата Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов выдвигают следующие показатели: удовлетворенность взаимоотношениями, трудом, руководством, организацией; настроение; взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных; степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении; сплоченность как эмоционально-ценностное единство; сознательная дисциплина; продуктивность деятельности [2]. Эти показатели, как указывает Н.П. Аникеева [1], относятся к любым коллективам, в том числе и к детским группам. Для социально-психологического климата ученического коллектива наиболее характерны:

1) взаимопонимание учителей и детей; 2) удовлетворенность детей взаимоотношениями; 3) сплоченность детской группы; 4) настроение детей.

Взаимопонимание между учителем и детьми – один из важнейших показателей психологического климата. В социальной психологии общение понимается как сложный, многогранный процесс, который в одно и тоже время может выступать и как отношение людей друг к другу, и как их сопереживание и взаимное понимание.

Самый эффективный стиль общения в группе, по мнению В.С. Мухиной, – когда взрослый и дети находятся в позиции дружеского понимания. Такой стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, радость при осуществлении итого или иного вида деятельности.

Общительность и доброжелательность взрослых выступают как условия развития положительных социальных качеств у ребенка.

Сплоченность коллектива есть определенная степень интеграции его членов, основанная на общности целей и интересов. Уровень сплоченности является следствием согласия учащихся между собой, в первую очередь относительно ролевых обязанностей и моральных установок, порождающих чувства симпатии и антипатии между членами коллектива. Одна из существенных характеристик социально-психологического климата – удовлетворенность членов коллектива межличностными отношениями, которая складывается из следующих характеристик: особенности статусной структуры группы, мотивы симпатий и антипатий детей, трудности в отношениях между детьми, влияние совместной деятельности на отношения между ними.

Высокий статус ребенка в ученическом коллективе укрепляет его самооценку, уверенность в себе, улучшает возможности социальной адаптации. Эмоциональное благополучие или самочувствие ребенка в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько детей симпатизирует ему, но и от того, взаимны ли эти симпатии. В качестве причин трудностей во взаимоотношениях специалисты выделяют неумение строить отношения, низкий уровень коммуникативных умений, отрицательные личностные качества. Недостаточная сформированность потребности в общении, приоритетнее специфических для младших школьников мотивов деятельности, преобладание эгоистических устремлений приводят к возникновению нарушений в детских отношениях. В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад – преобладающее настроение. Наиболее сильный источник переживаний ребенка – взаимоотношения с взрослыми и другими детьми. Наличие хорошей социальной атмосферы – важный фактор общего настроения отдельного ребенка и коллектива вцелом. Психологический климат как компонент корпоративной культуры класса оказывает влияние на всестороннее развитие ребенка. Главным условием нормального формирования личности является переживание эмоционального благополучия. Именно от него зависит самооценка. Эмоциональное благополучие определяется положительной оценкой окружающих. Если ребенок испытывает в коллективе эмоциональное благополучие, то ценности и нормы коллектива воспринимаются им как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной. Только благожелательные отношения стимулируют у детей активность, желание устанавливать конструктивные отношения внутри группы. Вот почему психологический климат коллектива выступает как решающее условие формирования нравственно активной личности ребенка, готовой разделять общепринятый в организации набор основных принципов и норм. Психологический климат в ученическом коллективе проявляется, прежде всего, в общем, эмоционально насыщенном отношении учеников к происходящему.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Формы проявления межгрупповых отношений
С точки зрения поведения отдельных групп и развития межгрупповых отношений горизонтальные системы управления, в которых центры принятия решений широко распределены, являются более предпочтительными, чем пирамидальные структуры. Последние ...

Пол и профессиональная деятельность
Занятость женщин профессиональным трудом стремительно росла на протяжении всего XX в. Эта тенденция отчетливо проявилась в развитых капиталистических странах, не говоря уже о нашей стране, где лозунг "кто не работает, тот не ест" ...

Страх и беспокойство
Гулдинги определяют страх и беспокойство как эмоциональную реакцию на реальную или воображаемую опасность в настоящем, а беспокойство – как реакцию на реальную или воображаемую опасность в будущем. Человек боится игрушечного пистолета, ес ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru